Образование чисел второго десятка.
Практическая деятельность учащихся.
– Положите на парту один десяток палочек.
– Теперь положите одну палочку на десяток палочек. Сколько стало всего палочек? (11.)
– Сколько у вас лежит десятков палочек? (Один.) Сколько отдельных палочек? (Одна.)
– Значит, в числе 11 – 1 десяток и 1 единица.
– Добавьте ещё одну палочку. Сколько палочек стало? (12.)
– Сколько в числе 12 десятков, сколько единиц?
Аналогично рассматриваются числа от 13 до 19. Учитель обращает внимание на то, что первая часть в названии чисел от 11 до 19 говорит о количестве единиц.
– А теперь положите на парту ещё одну палочку. Сколько не связанных в пучок палочек у вас на парте? (Десять.) Сколько это десятков? (Один.)
– Замените несвязанные палочки пучком палочек.
– Сколько всего десятков палочек у вас на парте? (Два.)
– Два десятка – это двадцать единиц.
3. Закрепление знания новой единицы счёта (задания 1, 2, с. 46 учебника).
Выполняя задание 1, учащиеся пользуются рисунками, данными на странице выше.
Работу по заданию 2 можно провести следующим образом:
– Сколько красных флажков на рисунке? (Десять.)
– Как можно сказать по-другому? (Один десяток.)
– Положите один десяток палочек на парту.
– Сколько синих флажков? (Десять.) Как по-другому назвать 10? (Один десяток.)
– Положите ещё 1 десяток палочек на парту. Сколько всего палочек у вас на парте? (2 десятка.)
– Сколько флажков на рисунке? (2 десятка.)
– Два десятка – это сколько единиц? (Двадцать.)
– Положите на парту 10 красных кружков и 7 синих. Каких кружков больше? На сколько?
– Сколько кружков всего? (Семнадцать.)
– Какое число предшествует числу 17? Какое число следует за числом 17?