Адвокатирование конкуренции

В завершение хотелось бы несколько слов сказать о таком явлении конкурентной политики, как адвокатирование конкуренции. Это понятие уже упоминалось, когда мы говорили о целях и задачах конкурентного регулирования и конкурентной политики. Данное понятие используется в мировой практике конкурентного регулирования, в трудах зарубежных и отечественных ученых, занимает свое место в отечественном конкурентном регулировании. Понятие адвокатирования конкуренции следует отличать от понятия антимонопольной политики, оно может выступать синонимом понятия конкурентной политики. В то же время этот институт рассматривается и как самостоятельный элемент конкурентной политики, обладающий собственным содержанием. Под антимонопольной политикой ученые понимают комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганду и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил. Это понятие отличается от понятия конкурентной политики, которая представляет собой более широкое явление, предполагающее комплекс пропагандистских мероприятий по информированию субъектов рынка об их правах и обязанностях перед обществом и рынком. При этом, как отмечает И.В.Князева, в европейской практике эта политика получила название «адвокатирование конкуренции»[475].

В узком смысле антимонопольную политику принято сводить к мероприятиям антимонопольных органов и органов по регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий в части осуществления государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, относящихся к системе конкурентного права. В широком смысле государственная антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг задач, направленных на развитие экономики, повышение конкурентноспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. В этом смысле политика антимонопольного регулирования предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или, по крайней мере, тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику и хозяйственную деятельность его субъектов. Государство обязано выполнять важные экономические, организационные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора. Стратегическая задача государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным рынкам (отраслям) состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции (олигополии или монополистической конкуренции). В связи с этим основными экономическими целями антимонопольной политики являются действия, направленные на оптимизацию рыночной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества экономических результатов, для решения двух задач: повышения качества жизни и конкурентноспособности российской экономики[476].

Таким образом, адвокатирование конкуренции может пониматься в узком и широком смыслах. В узком смысле это понятие подразумевает комплекс пропагандистских мероприятий по информированию субъектов рынка об их правах и обязанностях перед обществом и рынком. При широком же подходе адвокатирование конкуренции может выступать как синоним конкурентной политики в целом и включать в себя все возможные меры государственной политики, направленные на обеспечение и развитие здоровой конкурентной среды в обществе, включающие как непосредственное правовое регулирование и контроль в сфере отношений конкуренции и монополии, так и государственные меры пропагандистского характера, направленные на обеспечение конкурентных задач развития экономики. С нашей точки зрения, представляется, что для того, чтобы избежать терминологической путаницы, все же удобней не отождествлять понятия конкурентной политики и адвокатирования конкуренции и понимать под конкурентной политикой самый широкий (весь) спектр государственных мер проконкурентного характера, в том числе и законотворчество и правоприменение, и адвокатирование конкуренции, как составную часть конкурентной политики. А под адвокатированием конкуренции понимать действия разъяснительного характера в рамках конкурентной политики. На этой же точке зрения стоят и авторы проекта Целевой программы ФАС России по вопросам адвокатирования конкуренции. В проекте данной программы «Адвокатированием конкуренции называется деятельность, которая осуществляется антимонопольным органом в целях создания конкурентных условий для экономической деятельности не с использованием правоприменительных механизмов, а в основном на основе взаимодействия с другими государственными ведомствами и за счет повышения информированности общественности о пользе конкуренции[477].

В целях и в рамках адвокатирования конкуренции могут проводиться различные конференции, семинары, консультации с органами власти, хозяйствующими субъектами и их объединениями, иными общественными организациями, частными лицами, гражданами, вестись активная информационная политика в рамках государственных, частных СМИ, СМИ конкурентных ведомств и другие мероприятия.

Так, Проект целевой программы ФАС России по вопросам адвокатирования конкуренциипредусматривал семь мероприятий (направлений деятельности) в данной области:

- проведение семинаров и конференций, направленных на популяризацию и объяснение необходимости соблюдения антимонопольного законодательства среди представителей как бизнес-сообщества, так и органов власти;

- осуществление в печатных и электронных СМИ кампании, направленной на разъяснение преимуществ конкуренции, в том числе размещение информационных и аналитических материалов, направленных на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе, и освещение результатов деятельности антимонопольных органов;

- издание тематических сборников, монографий, переводов иностранных книг, статей, имеющих отношение к конкурентной политике и т.д.;

- поддержание официального сайта ФАС России в сети Интернет, периодическое раскрытие через сайт существенной информации о деятельности антимонопольных органов. Модернизация и создание сайтов территориальных органов ФАС, расположенных в центрах федеральных округов;

- взаимодействие с общественными организациями, профессиональными союзами и ассоциациями, научной общественностью;

- взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления для учета замечаний и предложений ФАС России, направленных на обеспечение конкуренции при подготовке нормативно-правовых документов;

- работа экспертных советов ФАС России.

Представляется, что в определенном смысле включение в государственный образовательный стандарт высшего юридического образования дисциплины «Антимонопольное (конкурентное) право» также можно рассматривать как элемент адвокатирования конкуренции.

В указанном проекте Целевой ведомственной программе ФАС России определяются также цели и задачи этой программы, позволяющие получить представление о целях и задачах адвокатирования конкуренции. Целью программы постулируется «повышение эффективности системы информирования участников рынка о возможностях использования антимонопольного законодательства для защиты их прав и о правоприменительной практике в этой области, повышение интереса к научным исследованиям в области конкурентной политики. Задачами программы, направленными на достижение этой конечной цели, являются:

- внедрение приоритетов защиты и развития конкуренции в практику работы государственных органов власти и органов местного самоуправления, в обычаи делового оборота хозяйствующих субъектов;

- повышение степени информированности и понимания обществом преимуществ свободной конкуренции;

- вовлечение широких слоев общественности в дискуссию по вопросам развития конкуренции;

- обеспечение учета мнения участников рынка при принятии решений антимонопольным органом по вопросам создания благоприятной конкурентной среды в России.

 

Библиографический список использованной литературы