Глава 4. Основы международно-правового регулирования конкурентных отношений

§ 1. Начало формирования международно-правового регулирования конкуренции и монополии в период от конца XIX до второй половины XX в. Универсальные международные организации в области конкурентной политики

Конкурентное регулирование, в том числе противодействие недобросовестной конкуренции иантимонопольная политика, осуществляется не только на национальном, но и на международном уровнях.

Международно-правовое регулирование конкуренции происходит в рамках универсальных и региональных международных организаций, а также посредством различных, не связанных с созданием международных организаций, международных соглашений между государствами, конкурентными ведомствами государств и иными субъектами международного права. Универсальные международные организации – это те, в которые входят государства-члены всего мира, удовлетворяющие условиям и принимающие на себя обязательства организации, а региональные или локальные международные организации – это организации, включающие страны какого-либо региона мира.

Исторические первый международно-правовой акт в области конкурентной политики появился в сфере противодействия недобросовестной конкуренции. Этим актом стала Парижская конвенция 1883 г. об охране промышленной собственности, которая явилась, по мнению ученых, сильным импульсом для формирования законодательств европейских стран, направленного на борьбу с недобросовестной конкуренцией. Около 200 стран (в их числе все европейские) на сегодняшний выполняют это старейшее международное соглашение. В Конвенции отмечается, что все страны-члены Парижского союза обязаны противодействовать недобросовестной конкуренции. Что стоит за этим положением, было уточнено на Гаагской конференции 1925 г. по ревизии Парижской конвенции посредством введения в ее текст формулировки п. 2 ст. 10.bis: «Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых кругах». Кроме понятия «недобросовестная конкуренция» в указанной статье (п. 3 ст. 10.bis) были приведены примеры недобросовестной конкуренции. В частности, запрету подлежат действия, способные вызвать смешение и ввести в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств товаров, их изготовителя, а также коммерческая деятельность, ведущая к дискредитации предприятия или выпускаемых им товаров. С данной статьей корреспондирует ст. 10.ter Конвенции, в которой содержатся положения о том, что страны Союза обязаны обеспечить в отношении всех его участников законные средства для эффективного пресечения действий, относящихся к недобросовестной конкуренции[197]. Парижский союз государств по охране промышленной собственности, созданный конвенцией 1883 г., стал универсальной международной организацией, т.е. объединяющей государства из различных регионов мира, принимающих на себя обязательства Парижской конвенцией. Следует отметить, что довольно скоро после подписания Парижской конвенции в ее первоначальной редакции, в 1891 г., международное сообщество приняло и подписало в Мадриде еще два акта в области промышленной собственности - Мадридские соглашения о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний о происхождения на товарах и о Международной регистрации товарных знаков.

Развитие международной интеграции государств по охране промышленной собственности, в том числе и от недобросовестной конкуренции, продолжалось и после подписания Парижской конвенции 1883 г. Здесь в первую очередь следует назвать учреждение Всемирной Организации интеллектуальной собственности (ВОИС).ВОИС была учреждена Стокгольмской Конвенцией 14 июля 1967 г. Конвенция вступила в силу 26 апреля 1970 г., в том числе для СССР, который был в числе первых подписавших ее стран и ратифицировал Конвенцию в 1968 г. Россия является участником Конвенции как правопреемник СССР[198]. Деятельность данной организации направлена, в частности, на защиту обладателей прав на объекты интеллектуальной деятельности. Незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности конкурентами в целях получения преимуществ на рынке и причиняющее убытки или ущерб деловой репутации законным правообладателям на объекты интеллектуальной деятельности является одной из больших групп проявлений недобросовестной конкуренции. Таким образом, деятельность ВОИС имеет важное значение для международно-правового регулирования противодействия недобросовестной конкуренции в части защиты законных обладателей прав на объекты интеллектуальной деятельности. ВОИС является универсальной международной организацией.

Начало международно-правового регулирования антимонопольной политики относится к первой половине XX в. Ареной международного сотрудничества в области антимонопольной политики стала Европа. В 1930 г. в Лондоне в рамках XXVI Европейской конференции Межпарламентского союза была принята резолюция, посвященная проблемам картелей, трестов и иных объединений предпринимателей[199]. В начале XX в. «апологеты крупного капитала, - писал О.А.Жидков, - отрицали наличие высокого уровня монополизации в европейских странах, доказывали выгоды, которые якобы приносят этим странам картели и другие соглашения, ограничивающие конкуренцию, и т.п. Но экономические кризисы 20-30-х годов, открытые монополистические манипуляции с ценами вынудили буржуазные правительства в некоторых странах Европы вплотную заняться проблемой картелей. Буржуазные юристы и политические деятели пытались искать выход из экономических трудностей путем развития системы административного контроля над ценами и картельной практикой. Первые попытки создания такого контроля были предприняты в Германии в 1923 г., в Швеции – в 1925 г. и в Норвегии – в 1926 г. Точка зрения европейской буржуазии на характер законодательства о монополиях и картелях нашла свое выражение в резолюции XXVI конференции Межпарламентского союза в Лондоне в 1930 г. В резолюции говорилось: «Картели, тресты и другие аналогичные объединения представляют собой естественное явление в экономической жизни, в отношении которого невозможно занять полностью негативную позицию. Учитывая, однако, что такие объединения могут оказывать вредное воздействие как на общественные интересы, так и на интересы государства, их необходимо контролировать. Этот контроль не должен принимать форму такого вмешательства в экономическую жизнь, которая могла бы затронуть ее нормальное развитие. Он должен быть лишь контролем над возможными злоупотреблениями и предотвращать такие злоупотребления». Однако, рекомендации, содержавшиеся в этой резолюции, - указывает далее О.А.Жидков, - в 30-е гг. практически не были реализованы. Лишь в послевоенный период в связи с общим ростом системы государственного регулирования рыночных отношений, а также под влиянием усиливавшегося антимонополистического движения масс буржуазные правительства вновь занялись «антитрестовской проблемой». По мнению буржуазной печати, основные принципы и рекомендации лондонской резолюции Межпарламентского союза 1930 г. «в значительной степени повлияли на картельное законодательство в большинстве стран Европы»[200].

И хотя резолюция 1930 г. не являлась императивным международно-правовым правилом антимонопольного регулирования, она, тем не менее, имела глубокое влияние на становление антимонопольных систем стран Европы в послевоенное время, и кроме того, стала важной вехой развития международного сотрудничества государств в области антимонопольной политики.

Следующим шагом на этом пути было принятие Гаванской хартии 1948 г., в рамках Гаванской конференции ООН по торговле и занятости. Гаванская хартия 1948 г. стала первым правовым актом, установившим международные правила конкуренции. Эти правила появились в рамках международно-правовых актов ООН, определявших международные нормы торговли. Наряду с антимонопольными нормами данные международные торговые правила содержали и некоторые меры против недобросовестной конкуренции[201]. С этого времени начался процесс становления международно-правовых механизмов в сфере конкуренции, новых институционально-правовых структур в области международного экономического сотрудничества, расширяется взаимодействие государств на международной арене. Все новые отношения становятся предметом международно-правового регулирования, к ним относятся и конкурентные отношения, являющиеся основой современного экономического развития[202]. Принятие Гаванской хартии дало импульс развитию института международных организаций в области конкурентной политики, деятельность которых является одной из форм международно-правового регулирования конкуренции наряду с подписанием международных соглашений в данной области, не связанных с деятельностью международных организаций. Рассмотрим, какие международные организации были образованы и действуют в целях реализации конкурентной политики

Итак, первым правовым актом, установившим международные правила конкуренции, стала Гаванская хартия 1948 г. Таким образом, первые международные правила конкуренции были приняты, таким образом, спустя всего несколько лет после создания Организации Объединенных Наций, что говорит о приоритетном внимании международного сообщества к вопросам организации и регулирования конкурентных отношений участников международной торговли. Гаванская хартия 1948 г. – это иное название Заключительного акта и соответствующих документов, принятых на Конференции ООН по торговле и занятости.

Гаванской хартией 1948 г. предусматривалось, в частности, создание Международной торговой организации (МТО), как специализированного учреждения ООН. В этом документе были закреплены основные принципы межгосударственных экономических отношений, носившие открытый, проконкурентный характер. Эти принципы касались как деятельности предприятий, так и деятельности государств. Правила международной торговли содержались в главе IV – «Торговая политика». Целью разработки этих правил являлось преодоление сохранившейся с начала 30-х г. тенденции к использованию государственных инструментов внешнеторгового регулирования в качестве протекционистских барьеров, сдерживающих развитие международной торговли. Наряду с правилами международной торговли Гаванская хартия содержала правила конкуренции для предприятий, которые были зафиксированы в главе V – «Ограничительная деловая практика».

Положения Хартии адресовались не непосредственно предприятиям, а государствам, которые должны были обеспечить их выполнение на национальном уровне. Хартия устанавливала основные принципы международного контроля за ограничительной деловой практикой, включая процедуру консультаций, расследований и нотификаций[203]. Страны- члены принимали на себя обязательства осуществлять меры, предотвращающие ограничительную практику частных лиц и государственных компаний в международных сделках, которая приводит к ограничению конкуренции, затрудняет доступ на рынки и усиливает монополистический контроль, оказывая негативное воздействие на расширение производства и торговли. Договаривающимся сторонам вменялось в обязанность обеспечить посредством национального законодательства или других методов, неприменение компаниями ограничительной деловой практики и содействовать ее предотвращению. Сопоставляя содержание глав IV и V Гаванской хартии, можно убедиться в их направленности на либерализацию условий международной торговли, на устранение искусственных барьеров и дискриминационных условий в целях более эффективного развития мировой экономики. И хотя в главе IV – «Торговая политика», в отличие от главы V – «Ограничительная деловая практика» - не присутствовало прямого упоминания о конкуренции, по сути, эта глава впервые устанавливала правила эффективной конкуренции во внешней торговле для государств, ибо вопросы, освещенные в ней, – дискриминация партнеров, допуск на рынки, ограничение объемов продаж и закупок, контроль за установлением «хищнических цен», субсидирование экспорта – традиционно относятся в большинстве стран к сфере конкурентной политики и конкурентного законодательства. Таким образом, можно констатировать, что Гаванская хартия впервые в истории закладывала основы комплексного подхода к международному регулированию конкуренции, которые должны были обеспечить необходимый контроль за соблюдением конкуренции в международной торговле на двух уровнях: в отношении торговой политики государств и в отношении государственного контроля за ограничительной деловой практикой предприятий[204].

Однако в силу исторических обстоятельств идея организации МТО тогда не была воплощена в жизнь. Хотя устав МТО был согласован на конференции ООН по торговле и занятости в 1948 г., его ратификация национальными законодательными органами в некоторых странах не состоялась. После отказа правительства США обратиться в Конгресс с просьбой ратифицировать Гаванскую хартию, деятельность по созданию МТО была фактически остановлена.

Тем не менее, ряд важнейших конкурентных правил, предусмотренных Гаванской хартией, все же были введены в действие, став обязательными для принявших эти правила государств. В том же 1948 г. Глава IV («Торговая политика») Гаванской хартии в несколько измененном виде трансформировалась во временное соглашение ГАТТ – Генеральное соглашение о тарифах и торговле. (General Agreement on Tariffs and Trade). С тех пор вплоть до недавнего времени (до создания ВТО в 1995 г.) ГАТТ, несмотря на временный характер соглашения, являлось единственным многосторонним документом в области регулирования международной торговли. А многосторонние обязательные правила конкуренции предприятий не реализованы и по сей день, оставаясь предметом острых дискуссий и «потенциальной сферой» международного регулирования»[205].

В 1995 г. на основе ГАТТ была образована Всемирная торговая организация (ВТО), создание которой ознаменовало более высокую степень регулирования международных торговых отношений, более высокую степень экономической интеграции и защиты международной конкуренции. ВТО стала, в частности, основной площадкой по разработке международных правил защитных внешнеэкономических мер государствами в отношении внешнеторговых партнеров, в частности в целях защиты международной конкуренции. В рамках ВТО между государствами-членами происходит согласование взаимных торговых обязательств на основе компромисса между национальным протекционизмом и свободой международной конкуренции. Правовой основой создания ВТО стало «Марракешское соглашение о создании Всемирной торговой организации» (вместе со «Списком приложений»), заключенное в марокканском г. Марракеше 15 апреля 1994 г[206]. ВТО и ГАТТ таким образом имеют генетическое единство и представляют собой единую систему. Иными словами, ВТО - более тесная торговая интеграция государств, принимающих на себя обязательства по ГАТТ. Правила и принципы ГАТТ и ВТО таким образом неразделимы; они и называются в источниках и литературе - правила и принципы ГАТТ/ВТО.

По состоянию на июль 2008 г. ВТО включала 153 страны-члена. Ряд государств имеют статус государств-наблюдателей. Многие государства бывшего СССР являются членами ВТО, в том числе Армения, Грузия, Латвия, Литва, Киргизия, Молдавия, Украина, Эстония, Российская Федерация. Первым государством бывшего СССР, вошедшим в ВТО, стала Киргизия в январе 1999 г. В 2012 г. завершился процесс юридического оформления вхождения в ВТО Российской Федерации. 10 ноября 2011г., в Женеве были завершены переговоры о присоединении России к ВТО. Рабочая группа одобрила пакет документов о присоединении РФ к ВТО, который затем был внесен на рассмотрение Восьмой министерской конференции ВТО в декабре 2011 г. 16 декабря 2011 г. в ходе 8-й Министерской конференции стран-членов ВТО в Женеве был одобрен пакет документов по присоединению России к ВТО. Пакет включал:

- Доклад Рабочей группы по присоединению РФ к ВТО;

- Перечень тарифных уступок;

- Перечень специфических обязательств по услугам.

10 июля 2012г., Государственная дума РФ 238 голосами против 208 и 1 воздержавшемся одобрила Протокол о присоединении России ко Всемирной торговой организации. 18 июля 2012г., Совет Федерации РФ ратифицировал Протокол о присоединении России ко Всемирной торговой организации. А 21 июля 2012г., Москва. Президент России В.В.Путин подписал федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»[207].

Организация межведомственного взаимодействия и координация вопросов участия России в ВТО обеспечивается специальной Комиссией Правительства России по экономическому развитию интеграции[208]. К функциям Комиссии, в частности, отнесены вопросы координации защиты внутреннего рынка, в том числе путем применения инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а также осуществление ответных мер в области внешнеторговой деятельности на дискриминационные действия со стороны других государств. Кроме того, на Комиссию возложены, в частности, функции координации вопросов обеспечения экономической интеграции, осуществления взаимовыгодного сотрудничества Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и иных интеграционных объединений, созданных в рамках Содружества Независимых Государств, а также с Европейским союзом, форумом "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество", Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии и государствами - членами Организации Исламская конференция, обеспечения полноправного членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации и Организации экономического сотрудничества и развития. Данная Комиссия пришла на смену правительственной Комиссии по тарифному регулированию. Ее название и функционал отразили суть происходящих перемен – вхождение России в ВТО и иные различные интеграционные объединения и развитие интеграционного курса на евразийском пространстве, в том числе формирование единой таможенной территории Таможенного Союза и евразийского экономического пространства с участием России. В этих условиях решение вопросов, в частности, таможенного-тарифного регулирования и введения защитных мер, не может осуществляться вне контекста решения стоящих перед Россией интеграционных задач и проблем в целом. Отсюда и формирование новой Комиссии с новыми акцентами и коррекцией функцией, целей, задач.

Таким образом, координация деятельности государства по участию в ВТО осуществляется в контексте координации всей внешнеторговой политики России и ее участия в самых разных интеграционных международных экономических объединениях.

Говоря об институциональных аспектах организации работы по участию России в ВТО, следует отметить, что в 2013 г. Указом Президента России[209] учреждено постоянное представительство России при ВТО со штаб-квартирой в Женеве. Представительство создано «в целях дальнейшей интеграции России в международную торговую систему и создания условий для эффективного взаимодействия со Всемирной торговой организацией». Постоянный представитель России при ВТО назначается и освобождается от должности Президентом России по представлению главы правительства и имеет двух заместителей. Руководство деятельностью постпредства осуществляется Минэкономразвития вместе с МИД[210].

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:

- взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;

- взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;

- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

- отказ от использования количественных и иных ограничений;

- прозрачность торговой политики;

- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей (пакета документов) Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

- получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

- устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;

- возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами[211].

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему международные торговые соглашения:

- Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г. (Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере).

- Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 г. (Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ГАТТ/ВТО в этой сфере).

- Соглашение по сельскому хозяйству. (Определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе).

- Соглашение по текстилю и одежде. (Определяет особенности регулирования торговли текстилем и одеждой).

- Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм. Определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля.

- Соглашение по техническим барьерам в торговле. Определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации.

- Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей. Содержит ограничения применения мер, поощряющих потребление отечественных товаров в связи с капиталовложениями.

- Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 г. (таможенная оценка товаров). Определяет правила оценки таможенной стоимости товаров.

- Соглашение по предотгрузочной инспекции. Определяет условия проведения предотгрузочных инспекций.

- Соглашение по правилам происхождения. Определяет принципы происхождения товаров.

- Соглашение по процедурам импортного лицензирования. Устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта.

- Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам. Определяет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием.

- Соглашение по применению статьи VI ГАТТ 1994 г. (антидемпинг). Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу.

- Соглашение по защитным мерам. Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия растущему импорту.

- Генеральное соглашение по торговле услугами. Определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере.

- Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности и др.[212].

Вхождение в ВТО на выгодных для России условиях может принести России экономические преимущества, в том числе и потребительские выгоды, получаемые в результате ослабления внутренних монополий под воздействием иностранной конкуренции. Вместе с тем вхождение в ВТО ставит перед отечественными предпринимателями новые вызовы, требующие повышения конкурентноспособности продукции по отношению к иностранным партнерам.

Подчеркнем, в рамках ГАТТ/ВТО постепенно все в большей степени определяются параметры введения государствами защитных тарифных и нетарифных мер в отношению иностранных производителей и поставщиков товаров, работ, услуг. После согласования внешнеторговой политики государств в рамках ГАТТ/ВТО, в частности, были существенно понижены таможенные тарифы государств. Отметим, в период после создания ГАТТ в конце 40-х гг. до настоящего времени уровень тарифной защиты в целом заметно снизился, однако отдельные отрасли все еще находятся под защитой высоких импортных пошлин; По ряду товаров, особенно промышленных, уровень тарифной защиты остается весьма значительным[213].

ВТО - универсальная международная организация, поскольку объединяет государства различных регионов мира, принимающие на себя обязательства этой организации.

Еще одна универсальная международная организация, участвующая в международно-правовом регулировании конкуренции и монополии, – ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития.Уже в 1967 г. ОЭСР году были изданы рекомендации для стран-членов по юридическим и административным правилам контроля за ограничительной деловой практикой. Был также разработан проектКодекса поведения для ТНК, в котором осуждались такие виды ограничительной деловой практики (ОДП), как нарушение конкуренции в результате слияний и поглощений, злоупотребление правом на промышленную собственность, дискриминация в области цен, участие в монополистических объединениях типа картелей и др.[214] Координация взаимодействия России и ОЭСР обеспечивается специальной Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействия Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития, учрежденной постановлением Правительства России от 12 января 1996 г. № 17[215].

В 70-е годы было положено начало активной и масштабной деятельности по разработке правил контроля за ограничительной деловой практикой (ОДП) в рамках ЮНКТАД (Конференции ООН по торговле иразвитию),[216] в рамках которой, как отмечалось ранее, было принято в 1948 г. – Генеральное соглашение о тарифах и торговле – комплексный международно-правовой акт, содержащий нормы антимонопольной направленности. На III Конференции ЮНКТАД в Сантьяго де Чили было предложено изучить негативный эффект ограничительной деловой практики частных предприятий развивающихся стран. С тех пор вплоть до настоящего времени ЮНКТАД является универсальным форумом по обсуждению проблем ограничительной практики и конкурентной политики[217]. В 2000 г. ЮНКТАД был разработан и опубликован «Типовой закон о конкуренции»[218]. Типовые или модельные законы не создают непосредственных прав и обязанностей, не имеют обязательной силы, но формируют ориентиры и подходы, которые можно использовать для совершенствования законодательного регулирования на национальном уровне, осуществляемого государствами с учетом собственных потребностей и особенностей, специфики социально-экономического развития, правовой системы, национального менталитета и традиций.

МКС - Международная конкурентная сеть.Среди международных организаций, играющих важную роль в разработке и осуществлении конкурентной политики отдельными государствами, следует назвать организацию (конференцию) МКС(Международная конкурентная сеть)-это универсальная международная площадка взаимодействия конкурентных ведомств, в том числе и по вопросам антимонопольной политики. Она представляет собой объединение антимонопольных органов разных стран мира, ориентированное на реализацию отдельных проектов, действующее на основе консенсуса, нацеленное на усовершенствование правоприменительной практики, а также на выработку предложений по реальной конвергенции в процедурных вопросах для достижения лучших практических результатов. Основными мероприятиями МКС являются ежегодные конференции, проводимые каждый год конкурентными ведомствами в разных государствах-членах. На конференциях подробно рассматривается роль конкурентного законодательства в экономическом росте и развитии, международный опыт антимонопольного регулирования, существующие проблемы и способы повышения результативности правоприменительной практики.

По политическому уровню и статусу МКС ниже межгосударственных и межправительственных организаций. Она представляет собой пространство межведомственного взаимодействия уполномоченных в сфере конкурентной политики органов государств мира. В то же время значение этой организации для развития конкурентного регулирования на национальном уровне стран-членов этой организации весьма велико, поскольку в рамках МКС происходит обмен опытом, совместная разработка методик, принципов, подходов конкурентной политики специалистами для последующей реализации в национальном праве, для совершенствования национального конкурентного регулирования, гармонизации законодательств для более успешной реализации конкурентной политики.

Конференции МКС проходили: в Неаполе - Италия (2002), Мериде - Мексика (2003), Сеуле - Республика Корея (2004), Бонне - Германия (2005 г.), Кейптауне - ЮАР (2006), Киото – Япония (2008)[219]. В 2007 г. Конференция МКС прошла в Москве. Итогом московской конференции МКС стало то, что представители антимонопольных органов всего мира договорились о совместной работе по созданию нового набора рекомендаций по ключевым практическим вопросам, касающимся слияний, а также руководства по тематике одностороннего поведения с акцентом на сотрудничество в сфере правоприменения антикартельных положений[220].

Как уже отмечалось, наряду с универсальными международными организациями в сфере международного конкурентного регулирования важное значение имеет деятельность региональных (локальных) международных организаций экономического и (или) политико-экономического характера. Рассмотрим их.