Физическая реабилитация детей, страдающих миопатией.
Миопатия - наследственное заболевание мышц.
Миопатию классифицируют по типу наследования: аутосомно-рецессивные, аутосомно-доминантные, рецессивные и доминантные, сцепленные с Х-хромосомой.
В зависимости от времени появления первых симптомов и характера течения миопатии подразделяют на врожденную (не прогрессирующую) и прогрессирующую мышечную дистрофию(ранняя детская, детская, юношеская и подростковая формы).
Прогрессирующая мышечная дистрофия также подразделяется на формы в зависимости от преимущественной локализации миодистрофического процесса: плече-лопаточно-лицевая, тазоплечевая, бульбарно-офтальмоплегическая миотония, дистальная.
Причиной заболеваний являются генетически детерминированные дефекты метаболизма мышечной ткани или структуры мышечных клеток.
Двигательные нарушения при миопатии развиваются постепенно. Первые признаки появляются в возрасте 3-5 лет: ребенок кажется неловким или неуклюжим, либо он начинает ходить на носочках, потому что не может встать на всю стопу. Странно бегает, часто падает. Состояние ребенка постоянно ухудшается в течение последующих нескольких лет. Мышечная слабость сначала возникает в передней части бедер, животе, плечах и локтях. Затем она распространяется на кисти рук, лицо и шею. Может возникнуть сколиоз, ослабление мышц сердца и нарушение функции дыхательных органов. Большинство детей перестают ходить к 10 годам.
Ведущими симптомами заболеваний являются повышенная утомляемость (при ходьбе, беге) и слабость мышц, симметричные мышечные атрофии, снижение или отсутствие сухожильных рефлексов. Симптомы поражения мышц плечевого пояса, ограничение объема активных движений в проксимальных отделах рук, отставание лопаток от туловища, отсутствие сопротивления мышц плечевого пояса при поднимании больного за подмышки. Атрофия длинных мышц спины и тазового пояса проявляется в нарушении осанки и походки: выражен гиперлордоз позвоночника, голова несколько запрокинута назад, туловище при ходьбе ритмично раскачивается - «утиная походка». См. рис. 5.12.
Затруднено поднимание по лестнице, вставание из сидячего положении. Для того, чтобы принять вертикальное положение, больной вынужден прибегать к помощи рук, опираться на соседние предметы или собственные бедра,- вставание « лесенкой». См. рис. 5.13.
Поражение мышц приводит к ограничению подвижности суставов вплоть до образования контрактур. В поздней стадии заболевания наблюдается легочно-сердечная недостаточность как следствие миодистрофического процесса.
При прогрессирующих мышечных дистрофиях возникают:
• зоны некроза мышечных волокон;
• происходит постепенное замещение этих зон жировой тканью;
• развиваются контрактуры в суставах, ограничивается объем движений;
• вторично снижается мышечная активность, и больные часто бывают прикованы к креслу-коляске;
• развивается дыхательная недостаточность.
Основные задачи реабилитации
· сохранение, поддержание и развитие силы мышц;
· предотвращение развития контрактур, лишающих больного возможности ходьбы и стояния;
· предотвращение развития сколиоза и деформаций грудной клетки;
· обучение больного всем видам дыхательных упражнений;
· обучение элементам расслабления;
· дифференцированный массаж.
Физическая реабилитация при миопатии
Физические упражнения (активные, активные с помощью, пассивные).
Активные упражнения применяются в самом начале заболевания, когда больной ребенок может управлять своим телом и самостоятельно выполнять
упражнения.В выборе упражнения решающим критерием является общее самочувствие больного.
Активный образ жизни (в начале заболевания) позволяет сохранить силу мышц и избежать контрактур, лучшей реабилитацией в это период является ходьба, бег. Занятия в этот период проводятся преимущественно из положения стоя или сидя, с применением различных тренажерных устройств и гимнастических приспособлений. Полезны координационные упражнения и упражнения на увеличение амплитуды движений, позволяющие сохранить гибкость суставов. Если ребенок двигается медленно и неловко, его нужно привлекать к участию в играх. Нельзя проявлять чувство жалости к такому ребенку и освобождать его от всех обязанностей.
При прогрессировании заболевания, в первую очередь страдают мышцы плеч и бедер, а так же коленные суставы. Поэтому в занятия включаются простые упражнения с сопротивлением (толкание неподвижного объекта) на эти группы мышц, для поддержания силы и подвижности. Упражнения должны выполняться с таким сопротивлением, чтобы ребенок мог выполнить данный двигательный акт полностью. При различных двигательных действиях (вставание со стула, ходьба и др.) происходит содружественное включение в работу мышц, сокращающихся одновременно. Эти движения часто включают вращающий, скручивающий момент, следовательно, эти упражнения должны быть включены в комплекс реабилитации.
Комплекс упражнений выполняется несколько раз в день по 5—10 мин., в медленном темпе с постепенным разгибанием суставов и с возможно большей амплитудой и удерживанием в этой позиции 20—30 с., с включением дыхательных упражнений, так как дыхание имеет очень важное значение, особенно когда начинается ослабление дыхательных мышц. Для поддержания дыхательных мышц можно включать в занятие пение, свист, надувание воздушных шариков.
В поздней стадии заболевания, в связи со слабостью мышц у больных с мышечной дистрофией нарушается поза.
Выбор правильного кресла-коляски абсолютно необходим для предупреждения развития контрактур и сколиозов. Сидя в кресле стопы пациента должны находиться под углом 90° и бедра должны быть согнуты не более чем на 90 градусов. Спинка кресла должна быть плотной и по возможности вертикальной или слегка отклонена кзади. Ручки кресла должны быть на достаточной высоте, чтобы пациент мог упираться локтями, не сутуля плечи. Рекомендуется пользоваться подушками или валиками из поролона или резины для того, чтобы правильно посадить ребенка. Во время сидения масса тела должна быть распределена равномерно на обе ягодицы. Иногда необходимо ставить маленький клин (валик) между коленями, чтобы поддержать эту позицию.
Важной составляющей профилактики контрактур и развития сколиоза является поощрение пациента к различным занятиям лежа на животе (чтение, писание, рисование, просмотр телевизионных программ и др.) не менее 2 ч в день (можно дробно). Маленькая подушечка (или валик), помешенная под бедра, усиливают разгибание в тазобедренном суставе. Ноги в коленных суставах распрямляются под весом нижней конечности.
Практика показывает, что адекватные реабилитационные мероприятия продлевают жизнь больным детям с миопатией, сохраняя им определенный объем движений и независимость от окружающих.
Контрольные вопросы и задания:
1. Назовите основные виды двигательных расстройств у детей с неврологической патологией и как они определяются.
2.Охарактеризуйте принципы построения занятий по физической реабилитации детей с заболеванием нервной системы.
3. Понятие о ДЦП, его формы и характерные нарушения.
4. Понятие о полиомиелите и его проявлениях.
5. Задачи и методики физической реабилитации детей при ДЦП и полиомиелите.
6. Тесты для оценки состояния двигательных возможностей и их развития с помощью комплексов физических упражнений (общая характеристика блоков А, Б и В).
7. Тесты (движения) в положении лежа на спине и лежа на животе. Характеристики упражнений для головы, конечностей, поворотах на правый и левый бок и на живот Блок А.
8.Тесты (движения) в положениях сидя на полу, сидя на стуле, стоя на полу. Характеристика упражнений – Блок Б.
9. Тесты (движения) при передвижении на полу на животе, четвереньках, стоя на коленях, различная ходьба, прыжки на месте. Характеристика упражнений – Блок В.
10. Средства и тренажерные устройства, применяемые при реабилитации детей с ДЦП и полиомиелите.
11. Способы оценки двигательных нарушений у детей и устранение этих нарушений.
12. Расскажите, как осуществляется подготовка к переведению детей в вертикальное положение и формирование функции ходьбы.
13.Понятие о миопатии, ее проявлениях и течении.
14 Задачи и методы физической реабилитации при миопатии?