Общие аспекты двигательных нарушений и реабилитации детей при заболеваниях нервной системы.

При заболеваниях нервной системы у детей возникают различные двигательные расстройства: парезы и параличи, гипертонус мышц или мышечная слабость, контрактуры, нарушение координации движений, мышечная атрофия.

Патология двигательной сферы характеризуется нарушением опороспособности, равновесия, вертикальной позы, ориентировки в пространстве, координации микро и макромоторики, согласованности дыхания и движения, несформированностью локомоторных актов, низким уровнем работоспособности, быстрой утомляемостью.

При недостатке двигательной активности (в связи с заболеванием) снижается уровень адаптации к окружающей среде, что приводит к негативным изменениям в организме и образованию вторичных дефектов.

Двигательная реабилитация детей сневрологической патологией включает две стороны единого процесса - восстановление движений и функциональная подготовка организма к психическим и физическим нагрузкам.

Нарушение двигательных функций может быть как орга­нического, так и функционального характера. В отдельных случаях в основе двигательной недостаточ­ности лежит заболевание нервно-мышечной системы, на­пример, миопатия, имеющая генетическую природу возникновения.

Параличи,возникающие в результатеорганического поражения центральной нервной системы, не восстанавливаются полностью, но под влиянием физической реабилитации и медикаментозного воздействия могут ослабляться. Следы поражения, как остаточные явления, могут быть выявлены в различные возрастные сроки, в разной степени выраженности.

Функциональные параличи или парезы в своей основе не имеют структурных нарушений нервной системы и развиваются в результате образования застой­ных очагов торможения в двигательной области коры ( стресс, истерия).

Двигательные нарушения следует рассматривать как сложный процесс. Изменения в одном из звеньев этого процесса, т. е. перенапряжение или рас­слабление группы мышц или даже одной мышцы влияет не только на данное звено, но и на другие отделы опор­но-двигательного аппарата.

К таким поражениям относятся: различные контрактуры голеностопных, коленных и других суставов; приводящие контрактуры мышц бедра и другие.

У ребенка, который ползает и никогда не выпрямляет ноги, постепенно развиваются контрактуры тазобедренных, коленных и голеностопных суставов.

В состоянии общей моторики обращает на себя внима­ние походка, умение выполнять элементарные движения: поднять руки вверх, попрыгать на одной ноге, ходить по лестнице и др.

Особенно большое значение придается состоянию мел­кой моторики: как ребенок держит карандаш, проводит пря­мую линию, рисует, выполняет все задания педагога.

Основной формой организации физической реабилитации детей с такой патологией является индивидуальное проведение занятий, которые ориентированны исключительно на специфические проблемы детей. Могут быть организованы и малогрупповые занятия (2-4 человека) с детьми старшего дошкольного и школьного возраста, при наличии близких по возрасту и с более или ме­нее однородной локализацией поражения, но с выде­лением значительного времени для выполнения ими индивидуальных заданий.

В процессе урока, длящегося 35-45 мин, значительное время (почти половина) уде­ляется выполнению индивидуальных упражнений под контролем методиста. Преимуществом групповых занятий является большая воз­можность создания яркого эмоционального фона (путем соревнований, игр, и т. д.), что крайне важно для поло­жительного воздействия на ребенка.

Особенностью методики физической реабилитации детей с неврологической патологией является развитие основных и бытовых двигательных навы­ков ребенка, способ­ствующих адаптации их к окружающей среде. Одним детям нужны лишь обычные физические упражнения, другим необходимы специальные упражнения и предметы для игр. А третьим могут потребоваться ортопедические аппараты или другие вспомогательные средства, помогающие лучше двигаться, облегчающие выполнение различных действий или удерживающее тело в правильном положении.

В основе методики физической реабилитации лежит: 1. лечение положением,2) приемы расслабления и растягивания мышц, 3) стимуляция мышц,4) пассивные и активные движения.

Кзадачам физической реабилитации детей с заболеваниями нервной системы относятся: борьба с патологическими двигательными стереотипами; укрепление всей мышечной системы; увеличение подвижности суставов; формирование различных опорных реакций рук и ног; обучение вертикальному положению и самостоятельной ходьбе; улучшение мышечно-суставного чувства и тактильных ощущений; улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма; формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, повышение статокинетической устойчивости (равновесия) и ориентировки в пространстве.

В реабилитации используются следующие группы упражнений: пассивные, пассивно-активные ( с помощью) и активные.

Пассивные упражненияпроводятся без активного участия пациента. К ним также относится лечение положением (пассивные укладки). Для этих положений используются разные вспомогательные приспособления: мешки с песком, подушки, деревянные доски, мягкие модули. К пассивной реабилитации можно отнести – массаж, мануальную терапию, физиотерапию, природные факторы.

Пассивно –активные упражнения выполняются с помощью инструктора.

Активные движения, выполняются самостоятельно, в играх, на гимнастических снарядах: неподвижных, передвижных, портативных, или же выполняемых при сопротивлении.

Физические упражнения подразделяются также на общеразвивающие и специальные.

Специальные, в свою очередь, подразделяются на: коррекционные, компенсаторные и профилактические.

К коррекционным относится: коррекция техники основных движений. Согласованность отдельных звеньев тела при выполнении физических упражнений как симметричных, так и асимметричных

К компенсаторным относятся - формирование новых видов движений за счет сохраненных функций в случае невозможности коррекции.

К профилактическим относится - профилактика соматических нарушений – контрактур, нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия, недостаточности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, профилактика простудных и инфекционных заболеваний.

Использование элементов спортивной подготовки, подвижных игр позволяет улучшить эмоциональный фон занятий, что особенно важно в работе с детьми. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

Применение современных тренажёров позволяет точно дозировать нагрузку и развивать разные физические качества. В процессе физической реабилитации детей с неврологической патологией применяются различные тренажёры: велоэргометр, степпер, беговая дорожка, гребные и силовые тренажёрыи т.д. См. рис. 5.1.

Прыжковые упражнения на батуте используются для развития способности управлять телом в пространстве, для развития координационных возможностей и общей подготовки.

На занятиях по физической реабилитации, целесообразно использовать различный спортивный инвентарь, снаряды и приспособления: мячи различных размеров и формы, пластмассовые обручи, палки, кегли, ракетки, гимнастические скамейки, канат, каталки, ходунки, роликовые коньки разных размеров, детские пластмассовые (короткие) и деревянные лыжи и др.

Немаловажную роль в реабилитации детей с неврологической патологией имеют игровые занятия. Игровые занятия преследуют цель развития двига­тельных возможностей в различных условиях, воспита­ние навыков коллективных действий, ловкости и настой­чивости в преодолении трудностей, тренировку воли ре­бенка. Материалом для этих занятий могут служить обыкновенные детские игры, видоизмененные в соответ­ствии с двигательными возможностями детей. Желательна организация специальных физкультурных праздников с привлечением всех детей старшего дошкольного и школьного возраста для посильного в них участия. Эти праздники имеют большое значение, так как, во-первых, заставляют ребенка мобилизовать все свои возможности для наилучшего выполнения упражнения или спортивного элемента и, во-вторых, создают бодрое и жизнерадостное настро­ение.

Физические упражнения в водерассматриваются как дополни­тельное мероприятие в системе физической реабилитации. Занятия в воде имеют то преимущество, что благода­ря облегчению веса перемещаемой части тела для боль­ного делаются доступными те движения, которые он не может выполнить в обычных условиях. Занятия в воде яв­ляются также хорошим способом развития навыков передвижения для детей, чья мышечная сила и подвиж­ность суставов ограничена, так как со­противление воды служит им в каче­стве опоры для движений рук и ног, от усилий которых их тело приобре­тает поступательное движение.

Физические упражнения в воде ре­шают несколько задач: 1) развитие двигательных навыков при свободном движении конечностями и туловищем, 2) обучение плаванию, 3) обучение ходьбе.

При выполнении упражнений в во­де включаются в работу все звенья опорно-двигательного аппарата. Раз­вивается и укрепляется костно-мышечная система, улучшается подвиж­ность суставов, появляется возможность выполнять движения нижними и верхними конечностями с большей ам­плитудой, быстрее усвоить то или иное упражнение, что является хорошим про­филактическим средством против раз­вития суставной патологии и образо­вания контрактур.

Применение прыж­ковых упражнений в воде развивает новые двигательные координации, ко­торые ранее ребенком не выполня­лись. Прыжки в воде тренируют вес­тибулярные и шейные проприоцептивные рефлексы, способствующие нормализации тонуса мышц тулови­ща и конечностей, которые регулиру­ют положение тела в пространстве. Кроме того занятия оказывают благоприятное влияние не только на физическое развитие, но и на функци­ональное состояние — стимулируют деятельность центральной нервной си­стемы, кровообращения, дыхания и терморегуляции.

Упражнения в воде нередко сочетаются с подводным массажем (струя воды под водой, на­правляемая специальной системой).

Если нет возможности заниматься в бассейне, можно развивать двигательные навыки в ванне. Занятия в ванне нужно проводить при температуре 36-38 градусов, продолжительностью 30-40 минут, через день, желательно в первой половине дня. Температурный фактор способствует ослаблению рефлекторной возбудимости и ликвидации судорог, болей и спастичности. Физические упражнения в теплой воде позволяют использовать ту ограниченную силу паретичных мышечных групп, которая в других условиях не дает возможности выполнить движение. Упражнения, проводимые в ванне ограничены из-за размеров ванны, но в дистальных отделах упражнения могут выполняться в полном объеме, а в проксимальных при изменении положения тела. Для увеличения объема и амплитуды упражнения нужно изменять положение тела: лежа на спине, на боку, ближе к одной стенке ванны и т.д.