Упражнения, увеличивающие подвижность (мобильность) грудной клетки

В лечебной физкультуре при бронхиальной астме большое значение имеют комплексы физических упражнений, направленные на увеличение подвижности грудной клетки (рис. 4.21-4.26).

Упр. 1.Исходное положение – лежа на спине, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, опора на полную ступню. Сохраняя положение туловища ровным, положить одновременно оба колена на опорную поверхность справа или слева от туловища (рис. 4.21). Далее следует выполнить движение в другую сторону, возможно выполнение движения во время упражнения комбинировать с дыханием.

Данное упражнение можно выполнить и с помощью физиобола (рис. 4.22 а-в).

Упр.2.Из положения колено-ладонной опоры (стоя на четвереньках) следует принять положение «подлезания», т.е. грудную клетку опустить на поверхность опоры, руки вытянуть вперед. (рис. 4.23). Из этого положения поочредно приподнимать руки.

Упр.3.Из положения колено-ладонной опоры руки расположить на стоящем впереди физиоболе так, чтобы кисти и предплечья лежали на мяче, а туловище расположилось параллельно полу (рис. 4.24).

Упр.4. Принять исходное положение «сидя на мяче», руки согнуть, кисти рук расположить на уровне плечевых суставов. Поочередно выпрямлять руки и вытягивать их вверх, потянуться. (рис. 4.25).

Целый ряд упражнений можно выполнить в положении «стоя» и «сидя на стуле» с гимнастической палкой в руках. Это наклоны вперед-назад (рис. 4.26а) и в сторону - руки с гимнастической палкой вверху (рис. 4.26б), а также повороты туловища – гимнастическая палка расположена на спине (рис. 4.26в).

Другие упражнения можно выполнить из положения «вис на перекладине» (на гимнастической стенке). Поочередное сгибание ног в коленном и тазобедренном суставах (рис. 4.27а), возможен вариант с последующим поворотом туловища в сторону (рис. 4.27б); одномоментное смещение двух выпрямленных ног в сторону (рис. 4.27в).

Таким образом, все указанное относится к основным методикам управляемого дыхания, применяемого в процессе физической реабилитации различных заболеваний органов дыхания у детей. Все вышеперечисленные методики управляемого дыхания могут быть применены у детей и взрослых при различных заболеваниях органов дыхания, следует только помнить о целенаправленности выбора и применения каждой методики, что не исключает иногда их сочетанного применения.

Контрольные вопросы и задания:

1. Клинические проявления заболеваний органов дыхания у детей, задачи физической реабилитации при них.

2. Понятие о «управляемом дыхании». Определение проблем функции внешнего дыхания. Технология управляемого дыхания. Профилактика гипервентиляции.

3. Охарактеризуйте применение методик лечебной физкультуры (кинезотерапии) в зависимости от возраста детей.

4. Острая пневмония. Каким методам физической реабилитации отдается предпочтение в экссудативной фазе, а каким – в пролиферативной. Перечислите средства и методы управляемого дыхания, применяемого при пневмонии.

5. Охарактеризуйте методики контактного дыхания и вибрационного массажа грудной клетки.

6. Понятие о продуктивном и непродуктивном кашле. Перечислите методики предупреждения непродуктивного кашля.

7. Охарактеризуйте применение различных видов массажа при пневмонии и других заболеваниях органов дыхания, возможности их сочетания между собой и с другими процедурами.

8. Понятие о дренажном массаже грудной клетки и технике его проведения.

9. Понятие о дренажной лечебной гимнастике, технике ее проведения. Дренажные положения, опишите их подробно.

10. Перечислите задачи и методики лечебной физкультуры при бронхиальной астме у детей. Аутогенный дренаж, требования к технике его проведения.

11. Положения тела, облегчающие дыхание (поза «кучера», «паши» и другие).

12. Опишите упражнения, увеличивающие подвижность грудной клетки.