Врожденная косолапость.

Косолапость - врожденная контрактура суставов стопы, характеризующаяся стойкой приводяще-разгибательной деформацией стопы. Врожденная косолапость распространенное заболевание опорно-двигательного аппарата у детей, составляющая до 12 % от всех врожденных деформаций. Встречается в 1 случае из 1000 (по данным США и Великобритании). В некоторых странах это соотношение гораздо выше и достигает 75:1000 (Полинезийские острова). В нашей стране частота заболевания составляет – 5-10 случаев на 1000 новорожденных. Врожденная косолапость чаще наблюдается у мальчиков (68%). При этом в 30-50%, имеет место двухстороннее поражение. Консервативные методы лечения врожденной косолапости были разработаны В.О.Орловым (1874) и Н.Ф.Гагманом (1878).

Нарушение развития мышц, связок у плода происходит в период 8-12 недели. В патогенезе данного заболевания имеет место нейромышечная теория формирования врожденной косолапости. В ее пользу говорит одно из объяснений возникновения фиброза мягких тканей, появляющегося в результате нарушения иннервации за счет первичного дефицита нервных волокон. Отмечается недоразвитие и укорочение внутренней и задней группы связок и сухожилий сгибателей стопы. Большеберцовая мышца укорочена, ее брюшко утолщено. Мышцы и сухожилия стопы расположены аномально, наблюдаются добавочные мышцы. Таранная кость выдвинута кнаружи и вперед.

При рождении у здоровых родителей ребенка с косолапостью, вероятность того, что второй ребенок родится с той же патологией, составляет 2-5%. У второго ребенка из монозиготных близнецов частота встречаемости косолапости составляет 32%.

По этиологииразличают: идиопатическую (первичную) косолапость, вторичную косолапость.

По тяжести заболевания различают: легкая (позиционная по В.М. Волкову, 1994, незначительная деформация, полная коррекция) средней тяжести, тяжелая степень (выраженная деформация с большой регидностью).

Клиническая картина характеризуется:

· подошвенная флексия стопы (эквинус или конская стопа) – пятка поднята вверх, передний отдел стопы опущен;

· варус подтаранного сустава – ось пятки смещена внутрь по отношению к оси голени;

· супинация стопы - опущен наружный край стопы и поднят внутренний край стопы по отношению к пятке;

· аддукция (приведение) переднего отдела стопы;

· образованием «натоптышей» на наружном крае стопы;

· асимметрией объема средней трети голени;

· снижением тонуса мышц, кожной температуры и электровозбудимости (на больной ноге).

Лечение ребенка начинаться сразу же после выписки из родильного дома. Оно может быть консервативным и оперативным. При легкой степени косолапости используются корригирующие бинтовые повязки, в других случаях гипсовые повязки с последующей заменой гипсовыми лонгетами. При значительных дефектах голеностопного сустава используют оперативное лечение.

Корригирующее бинтование. Особенности физиологии новорожденных, а также детей 1 года, особенно первых месяцев жизни: пластичность, податливость, растяжимость тканей - обеспечивают возможность удержания патологически измененной стопы в корригированном положении. Это дает возможность костям правильно фиксированной стопы расти и развиваться нормально.

Консервативное лечение врожденной косолапости проводится по методу Понсети. Метод заключается в постепенной мануальной коррекции элементов деформации с учетом биомеханики движений в суставах стопы и фиксации достигнутого положения гипсовой повязкой до верхней трети бедра. Лечение по методу Понсети начинаем с 7-14 дневного возраста ребенка. Для полной коррекции деформации стопы, как правило, необходимо 5-7 смен гипсовых повязок (один раз в неделю) с постепенным исправлением деформации. Этапное лечение с использованием гипсовых повязок занимает всего 4-8 недель в зависимости от тяжести косолапости. В течение поэтапной коррекции гипсовыми повязками (проводится ортопедом) в занятиях ЛФК сочетаются средства общеукрепляющего воздействия на весь организм ребенка с упражнениями и приемами массажа для больной ноги.

После снятия гипсовой повязки и заменой ее фиксирующей съемной гипсовой лонгетой назначают специальный массаж и физические упражнения для стопы и голени. Сразу после их проведения фиксируют положение стопы гипсовой лонгетой.

Большая эффективность коррекции косолапости достигается тепловыми процедурами: теплые ванн для ног (+36...+370С) и физиотерапевтическими процедурами, реализация которых наиболее предпочтительна после сна ребенка.

Задачи лечебной физической культуры и физиотерапии 1 этапа:

· предупреждение развития мышечной атрофии и вегето-сосудистых расстройств;

· улучшение трофики;

· поддержание общего тонуса организма.

Средства: лечение положением (гипсовая иммобилизация), массаж, физические упражнения и физиотерапия.

Массаж. Проводится массаж тела, верхних конечностей, живота, свободных от иммобилизации сегментов иммобилизированной ноги (бедро, верхняя треть голени).

Физические упражнения: общеразвивающие и специальные. К специальным относятся пассивные упражнения в нижних конечностях, выполняемые безболезненно и с полной амплитудой.

Второй этап лечения (после окончательного снятия иммобилизации) длится до полного восстановления функции голеностопного сустава.

Задачи лечебной физической культуры и физиотерапии I1 этапа:

· закрепление результатов коррекции и восстановление опорной и двигательной функции стопы;

· борьба с атрофией и контрактурой в суставах;

· создание необходимых условий для полноценного роста и развития стопы;

· адаптация к повышающимся физическим нагрузкам;

· профилактика «порочной» походки и нарушений осанки.

Средства: массаж и физические упражнения, упражнения в воде, физиотерапия.

Массаж. На фоне общего массажа, применяется специальный массаж голени и стопы для нормализации мышечного тонуса. Расслабляющие приемы используются на внутренней группе мышц (поглаживание, потряхивание, вибрация). Укрепляющие (стимулирующие) приемы используются на растянутых мышцах - передней и наружной группах мышц (поглаживание, растирание, разминание). Этой методикой пользуются при использовании корригирующих повязок.

Физические упражнения проводятся после массажа и физиопроцедур. Используются специальные упражнения лежа (пассивно-активные): сгибание и разгибание стопы, сидя - перекаты с пятки на носок, стоя у гимнастической стенки приседания. Круговые вращения в тазобедренном суставе, сгибание и разгибание нижних конечностей. Также применяют общеразвивающие упражнения, упражнения игрового характера, дыхательные упражнения.