Физическая реабилитация при неврозах.

Физическую реабилитацию при лечении больных неврозами рассматривают как естественный биологический метод с физиологически обоснованным применением физических упражнений и естественных факторов природы. Она оказывает непосредственное влияние на основные патофизиологические проявления при неврозах — способствует выравниванию динамики основных нервных процессов, координированию функции коры и подкорки, первой и второй сигнальных систем и т.д. Применять средства физической реабилитации у больных с неврозами стоит начинать в стадии реконвалесценции и становления ремиссии. Методика физической реабилитации дифференцируется в зависимости от патофизиологических нарушений в высшей нервной деятельности (неврастения, истерия, психастения), клинического проявления данного заболевания, его основной симптоматики, эмоционального тонуса, возраста, функциональных возможностей больного.

В стационарных условиях больные чаще всего находятся на постельном режиме. В комплексе с медикаментозной терапией, физиотерапией используются гигиеническая и лечебная гимнастика.

В первой половине курса лечения (первый период) необходимо назначать простые упражнения, не требующие напряженного внимания. В дальнейшем в занятия можно постепенно вводить упражнения с более сложной координацией движений. Первые дни занятий помогают определить реакцию больных на предлагаемую нагрузку, правильно сформировать группы больных. Необходимо обращать серьезное внимание на эмоциональную сторону занятий. Команды должны быть спокойными, объяснения четкими. Нагрузка в занятиях должна соответствовать функциональному состоянию больного (по данным физиологической кривой занятия). После занятий он должен ощущать бодрость и легкое утомление. Частота сердечных сокращений и дыхания должна приходить к исходным данным покоя через 5—10 мин. после урока.

Для пациентов с истерией и неврастенией при ослабленных процессах торможения и преобладании процессов возбуждения (гиперстеническая стадия) характерна повышенная возбудимость. Для них нет необходимости активизировать кору, усиливая ее влияние на подкорку и первую сигнальную систему. Поэтому темп занятий, голос методиста и музыкальное сопровождение должны быть спокойные. Упражнения следует преимущественно объяснять, а не показывать. Целесообразно использовать целые гимнастические комбинации из ранее выученных упражнений. Помимо гигиенической гимнастики следует вводить различные упражнения, способствующие уравновешиванию их эмоционального тонуса, элементы спортивных игр по упрощенным правилам (волейбола, настольного тенниса, городков). При таких симптомах, как ощущение неуверенности, страха, нарушении координации движений, рекомендуется применять упражнения, способствующие преодолению этих ощущений: упражнения в равновесии (на скамейке, бревне), лазанье на гимнастической стенке, прыжки через яму, прыжки в воду, плавание с постепенным увеличением расстояния и др. При истерических контрактурах и параличах следует использовать упражнения и игры, требующие интенсивной активной работы мышечных групп, не вовлеченных в патологический процесс, а также концентрации внимания. На амбулаторном этапе реабилитации рекомендованы прогулки, ходьба на лыжах, подвижные игры, купание, плавание, ближний туризм, рыбная ловля. Эти средства физической реабилитации положительно влияют на перестройку нервно-психической сферы, способствуют разгрузке нервной системы от обычного вида профессиональной деятельности, оказывают тренирующее влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышают приспособляемость организма к различным физическим нагрузкам.

Больных, у которых невроз проявляется преимущественно в заторможенности и угнетенности (психастения, гипостеническая стадия неврастении), необходимо постоянно и настойчиво их активизировать. На первом этапе реабилитации рекомендовано выполнять наиболее простые упражнения (для рук, ног, туловища) из облегченных исходных положений (сидя, лежа). Усложнять их следует постепенно, вводя упражнения с гимнастическими палками, прогулки на лыжах, плавание и т.д. В процессе занятий необходимо отвлечь внимание больного от навязчивых мыслей, заинтересовать его увлекательными игровыми упражнениями.

Во время занятий необходимо включать паузы для отдыха, чередовать общеукрепляющие упражнения с дыхательными. С целью общего тонизирования можно включить упражнения корригирующего характера, с дозированным напряжением, упражнения в парах. Рекомендуются также упражнения на повышение устойчивости вестибулярного аппарата. Продолжительность занятия сначала составляет 10—15 мин., по мере адаптации больных к нагрузке его время постепенно увеличивается до 35—45 мин. Тон методиста и музыкальное сопровождение должны быть живыми, бодрыми, вызывать у больных положительные эмоции. Больных с очагами застойного возбуждения во время занятий необходимо отвлекать от навязчивых мыслей, заинтересовывать, предлагая задания, формирующие другую доминанту. Рекомендуется использовать хорошо знакомые больному эмоционально окрашенные упражнения, не фиксируя внимание на точности их выполнения. При объяснении и исправлении ошибок преимущественно используется показ правильного выполнения упражнений.

В арсенал средств физической реабилитации обязательно включается общий массаж, успокаивающие хвойные ванны, активирующий душ Шарко, иглорефлексотерапия, радоновые, сульфидные и йодобромные ванны.

Приоритетным методом является когнитивно-поведенческая психотерапия(обучение пациента умению контролировать свое мышление, поведение и эмоции). Основными задачами которой являются восстановление утраченных навыков – общения и взаимодействия с другими людьми, уход за собой, стирка, приготовление пищи и др. и приобретение новых – рисование, игра на музыкальных инструментах, гончарное дело и пр. В последнее время широкое распространение получило использование биологической обратной связи. Используются специальные компьютерные программы, позволяющие больным в игровой форменаблюдать в режиме реального времени частоту своего дыхания, сердцебиения, тонус сосудов, биоритмы головного мозга. В результате этого больной становится способен сознательно повлиять на них, а впоследствии применить свое умение в нужной ситуации. Биологическая обратная связь используется не только как метод лечения функциональных нарушений в конкретной системе организма, но и как активный способ самокоррекции интеллектуальной и эмоциональной сферы.

Физиотерапевтические методы лечения разделяются на непосредственно влияющие на структуры мезодиэнцефальной области головного мозга (электросон с частотой импульсов 5 гц/сек) и рефлекторно влияющие на эту область с рецепторов воротниковой зоны через шейный вегетативный аппарат, либо с рецепторов слизистой носа (гальванические воротники по Щербаку, электрофорез брома, платифиллина, грязевые аппликации, гальванизация или электрофорез по назальной методике димедрола, витамина В, кальция, новокаина). Температура грязевых аппликаций в виде воротников не должна превышать 37-38˚.

Магнитная терапия. Действие магнитного поля на нервную систему характеризуется изменением в условно-рефлекторной деятельности. Это возникает за счет стимуляции процессов торможения, которые способствуют общему успокоению и снижению эмоционального напряжения. Воздействуя на периферические чувствительные рецепторы, магнитотерапия обезболивает, улучшает проводимость нервных импульсов. Доказано, что применение магнитотерапии в комплексе реабилитационной терапии способствует более быстрой нормализации психического состояния больных: увеличение интеллектуальной продуктивности, уменьшение вегетативных нарушений, нормализация ночного сна.

Гидротерапия включает хвойные ванны, лечебные души, обтирания, влажные и сухие укутывания. Из лечебных душей больным с неврозами рекомендуется дождевой, температура 36-35˚, иногда с понижением температуры до 33-32˚. Гидротерапевтические процедуры отпускаются через день или каждый день, на курс лечения 12-20 процедур.