Плоскостопие

Плоскостопие это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением высоты продольных сводов в сочета­нии с пронацией пятки и супинационной контрактурой пере­днего отдела стопы (скручивание стоп). Сочетание плоскостопия с вальгусным положением стопы (плосковальгусная стопа) приводит к увеличению основ­ной нагрузки на уплощенный внутренний свод. Рес­сорная функция стопы резко снижается. Плоскостопие в равной степени встречается как у представителей сидячих профессий, так и у представителей тяжелого физического труда, однако последние жалуются на боли в стопах в 2 раза чаще, чем лица легкого труда.

Различают продольное, поперечное и продольно-поперечное плоскостопие. При продольном плоскостопии длина стоп увеличивается в основном вследствие опускания продоль­ного свода, а при развитии поперечного плоскостопия длина стоп уменьшается за счет веерообразного расхождения плюс­невых костей и отклонения первого пальца кнаружи. Плоско­стопие находится в прямой зависимости от массы тела: чем больше масса и, следовательно, нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие. Данная патология имеет место в основном у женщин. Продольное плоскостопие встре­чается чаще всего в возрасте от 16 до 25 лет, а поперечное — в 35—50. При продольно-поперечном плоскостопии симптомы объединены.

По происхождению плоскостопия различают врожденную плоскую стопу, травматическую, паралитическую, рахитическую и статическую.

Врожденное плоскостопие установить раньше 5—6-летнего возраста нелегко, так как у всех детей моложе этого возраста определяются все элементы плоской стопы – функциональное плоскостопие, однако приблизи­тельно в 3 % всех случаев плоскостопия плоская стопа бывает врожденной.

Травматическое плоскостопие развивается в вследствие перелома ло­дыжек, пяточной кости, предплюсневых костей.

Паралитическая плоская стопа является результатом паралича подо­швенных мышц стопы и мышц, начинающихся на голени (по­следствия полиомиелита).

Рахитическое плоскостопие обусловлено нагрузкой тела на ослабленные кости стопы при рахите второй и третьей степени.

Статическое плоскостопие, встречающееся наиболее часто (82,1%), возникает вследствие слабости мышц голени и сто­пы, связочного аппарата и костей.

К внутренним причинам, способствующим развитию плоскостопия, относится наследственно-конституциональное предрасположение. К вне­шним причинам — перегрузка стоп, связанная с профессией, ведением домашнего хозяйства, ношением нерациональной обуви. При­чины развития статического плоскостопия могут быть различ­ны: увеличение массы тела, работа в стоячем положении, умень­шение силы мышц при физиологическом старении, отсутствие тренировки у лиц сидячих профессий и т.д. Плоскостопие при внешнем осмотре можно определить в тяжело запущенных случаях, когда имеется вальгусное положение пятки. Для более точного определения плоской стопы существует ряд ме­тодов, например метод Фридлянда (подометрический): изме­ряют циркулем высоту стопы, т.е. расстояние от пола до верх­ней поверхности ладьевидной кости, которая хорошо прощу­пывается приблизительно на один палец кпереди от голено­стопного сустава. Величину расхождения ножек циркуля опре­деляют по измерительной линейке, после чего измеряют длину стопы: расстояние от кончика первого пальца до задней ок­руглости пятки, выражают обе величины в миллиметрах, ум­ножают высоту стопы на 100 и полученную цифру делят на длину стопы. Полученная величина является искомым подометрическим индексом. Индекс нормального свода колеблется в пределах от 31 до 29. Индекс от 29 до 27 указывает на пони­женный свод стопы, ниже 25 — на значительное плоскосто­пие.

Однако точнее установить степень плоскостопия можно, зная величину высоты свода от пола до мягких тканей свода стопы, для чего применяют плантографию — получение отпе­чатков стоп с помощью нанесенных на подошву красящих ве­ществ: раствора синьки, голландской сажи, танина и др.

Для выраженного плоскостопия типичны следующие при­знаки: стопа удлинена и расширена в средней части, продоль­ный свод опущен, стопа пронирована и ладьевидная кость об­рисовывается сквозь кожу на медиальном крае стопы. Походка неуклюжая, носки сильно разведены в стороны. Боли усиливаются к вечеру после длительного пребывания на ногах и ослабевают после отдыха. Нередко стопы становятся пастозными, в области наружной лодыжки появляется отеч­ность.

Поперечно-распластанная стопа и отклонение первого пальца кнаружи. В происхождении поперечного плоскостопия, кроме мышц стопы и межкостной фасции, основную роль играет по­дошвенный апоневроз, поэтому поперечную распластанность стопы следует считать проявлением недостаточности связоч­ного аппарата. Поперечная распластанность стопы у взрослых должна рассматриваться как необратимая деформация, так как до сих пор неизвестны средства, эффективно восстанавливаю­щее функцию связочного аппарата, подверженного статичес­кой нагрузке.

Клиническая картина. Основным симптомом при отклоне­нии первого пальца кнаружи являются боли, особенно при но­шении обуви, возникающие в головке первой плюсневой кости вследствие давления. Типично наличие бурситов у головки пер­вой плюсневой кости, характеризующихся покраснением и при­пухлостью, часто с наличием синовиальной жидкости. При поперечном плоскостопии и отклонении первого пальца кнару­жи лечение может быть консервативным и оперативным. Кон­сервативное лечение сводится к ношению ортопедической обу­ви различных конструкций.

В более легких случаях (первая сте­пень) можно подкладывать валик ниже расположения натоптышей.

Эффективным средством профилактики плоскостопия в детском возрасте и поддержания своды стопы во взрослом возрасте являются физические упражнения. Основной задачей лечебной гимнастики является ис­правление деформации стоп, укрепление мышц стопы и го­лени. Под исправлением деформации стоп понимается умень­шение имеющегося уплощения сводов, пронированного по­ложения пяток и супинационной контрактуры переднего от­дела стопы.

Специальные упражнения для мышц голени и стопы в на­чале курса ЛФК рекомендуется выполнять сидя на полу, сидя на стуле. Исключаются нерациональные положения стоя, особенно с раз­вернутыми стопами, когда сила тяжести приходится на внут­ренний свод стопы. Упражнения следует чередовать с общеразвивающими для всех мышечных групп и с упражнениями на расслабление. Общеразвивающие упражнения имеют осо­бенно большое значение, так как плоскостопие развивается у людей физически ослабленных.

Тренировочно-корригирующий период курса ЛФК направлен на достиже­ние коррекции свода стопы и положения стопы. С этой целью используют упражнения для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с увеличивающейся общей нагрузкой, со­противлением, с постепенно увеличивающейся статической нагрузкой на стопы (с учетом достигнутой коррекции), упраж­нения с предметами (захват пальцами стоп шариков, каранда­шей и их перекладывание, катание подошвами ног палки и т.п.). Для закрепления коррекции используются упражнения в спе­циальных видах ходьбы — на носках, на пятках, на наружном своде стоп, с параллельной постановкой стоп. Для усиления их корригирующего эффекта применяют специальные приспособ­ления — ребристые доски, скошенные поверхности и т.п. Все специальные упражнения проводятся в сочетании с упражне­ниями, направленными на воспитание правильной осанки, общеразвиваюшими упражнениями и в соответствии с возраст­ными особенностями занимающихся.

Важным элементом лечения и реабилитации является ис­пользование физиотерапевтических процедур (теплые ванны, лампа Соллюкс, локальное отрицательное давление и др.) и массажа стоп и в целом нижних конечностей. Сложные дефор­мации требуют изготовления и ношения ортопедической обуви или оперативного лечения.

Благоприятный результат лечения проявляется в уменьше­нии или исчезновении неприятных ощущений и болей при дли­тельном стоянии и ходьбе, нормализации походки и в восста­новлении правильного положения стоп.

Физические упражнения, рекомендуемые при плоскостопии можно условно разделить на две группы: упражнения для пальцев стопы и упражнения для голеностопного сустава.

Основываясь на особенностях строения суставов пальцев стопы, к первой группе относятся упражнения в сгибании и разгибании пальцев, сведении и разведении пальцев. Данные упражнения выполняются в динамическом и статическом режиме, в сопротивлении и с предметами. Эффект от выполнения упражнений усиливается при выполнении их из положения тыльного сгибания стопы. Ко второй группе упражнений относятся упражнения в сгибании и разгибании голеностопного сустава, круговые движения, наклоны вправо-влево, ротация прямой ногой.

Упражнения в ходьбе: на носках, на наружных сводах стоп, с поворотом стоп на носках с полусогнутыми коленями, на нос­ках, высоко поднимая колени и выдвигая ноги вперед за счет сгибания пальцев, по ребристой доске, по скошенной поверх­ности (пятки к вершине), по наклонной плоскости на носках (вверх и вниз).

В связи с большими трудностями лечения и реабилитации больных с плоскостопием чрезвычайно важна профилактика развития плоскостопия. В младшем возрасте детям необходи­мы специальные упражнения, направленные на укрепление мышц и суставно-связочного аппарата. Весьма полезна ходьба босиком по неровной почве, по песку, т.е. естественная трени­ровка мышц голени, когда активно поддерживается свод сто­пы — так называемый рефлекс щажения. Необходимо выраба­тывать правильную походку — избегать разведения носков при ходьбе. Большую роль в предупреждении деформаций стопы играет удобная обувь, подобранная строго по ноге. Медиаль­ный край ботинка должен быть прямым, чтобы не отводить кнаружи первый палец, носок просторным. Высота каблука дол­жна быть 3—4 см, а подметка — из упругого материала. Про­тивопоказано носить обувь с плоской подошвой, мягкую и ва­ляную. При начинающемся плоскостопии, кроме того, необхо­димо уменьшить нагрузки на свод стопы при стоянии и ходь­бе, вкладывая в обувь супинаторы (специальные стельки с воз­вышением свода стопы и поднятием внутреннего края стопы, изготовленные из пробки, пластмассы и др.).

Профилактика возникновения и прогрессирования плоско­стопия необходима и для взрослых, для них также важно пра­вильно ходить, избегая разведения носков. Лицам, профессия которых связана с длительным стоянием, рекомендуется сле­дить за параллельной установкой стоп, время от времени давая отдых, или опираясь на наружные края. В конце рабочего дня рекомендуются теплые ванны с последующим массажем свода стопы и супинирующих мышц. Большое значение имеют спе­циальные приемы: ходьба босиком по неровной поверхности, по песку, ходьба на цыпочках, прыжки, игры (волейбол, бас­кетбол и т.п.).

Формы ЛФК при плоскостопии: утренняя гигиеническая гимнастика, занятие лечебной гимнастикой с использование тренажеров и без них, самостоятельные занятия, дозированная ходьба, игры, лечебное плавание.

Особое место в комплексной программе физической реа­билитации детей, страдающих плоскостопием. Игры создают условия для коррекции сводов стопы, увеличивая эмоциональный фон занятия.

Правильный подбор содержания подвижных игр и элементов со­ревнования поднимает интерес детей к систематическим за­нятиям корригирующей гимнастикой. Подвижные игры ор­топедической направленности подразделяются на игры в положении разгрузки позвоночника и стоп, игры без разгрузки позвоночника и стоп.

Комплексное применение основных средств и форм физической реабилитации позволяет достичь эффективной коррекции на­рушений осанки и сводов стопы.

Приложение 2

Наиболее простой и доступной методикой определения на­личия или отсутствия нарушений осанки является соматоскопия

Тестовая карта для выявления нарушений осанки

Содержание вопроса Ответы
Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью     Да Нет
Голова, шея отклонена от средней линии, плечи, лопатки, таз установлены не симметрично Да Нет
Выраженная деформация грудной клетки — грудь -сапожника», впалая «куриная» (изменение диаметров грудной клетки, грудина и мечевидный отросток резко выступают вперед) Да Нет
Выраженное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника Да Нет
Сильное отставание лопаток («крыловидные» лопатки) Да Нет
Сильное выступание живота (более 2 см от линии грудной клетки) Да Нет
Нарушение осей нижних конечностей (О образные, X-образные) Да Нет
Неравенство треугольников талии Да Нет
Вальгусное положение пяток Да Нет
Явное отклонение в походке: прихрамывающая, «утиная» Да Нет

 

Результаты данного тестирования оцениваются следующим образом: 1) нормальная осанка — все отрицательные ответы; 2) незначительные нарушения осанки: 0 положительных отве­тов на один или несколько вопросов в номерах 3, 5, 6, 7. Необ­ходимо наблюдение в дошкольном учреждении; 3) выражен­ное нарушение осанки — положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 8, 9, 10 (один или несколько явно). Необходима консуль­тация ортопеда.

 

Контрольные вопросы и задания по теме: «Физическая реабилитация при нарушениях осанки, сколиотической болезни и плоскостопии»

1. Назовите сроки начала формирования физиологических изгибов человека

2. Понятие «правильная осанка», и ее особенности в разных периодах детства

3. Эпидемиология нарушений осанки и перспективный прогноз

4. Охарактеризуйте степени нарушения осанки

5. Сколько видов нарушений осанки выделяют в настоящее время

6. Охарактеризуйте виды нарушений осанки в сагиттальной плоскости с увеличением физиологических изгибов

7. Охарактеризуйте вид нарушения осанки в сагиттальной плоскости с уменьшением физиологических изгибов

8. Охарактеризуйте комбинированный вид нарушения осанки в сагиттальной плоскости

9. Охарактеризуйте вид нарушения осанки во фронтальной плоскости

10. Охарактеризуйте вид нарушения называемый – «вялая осанка»

11. Причины, способствующие формированию нарушений осанки

12. Профилактика нарушений осанки

13. Задачи ЛФК при нарушениях осанки

14. Временные противопоказания к определенным видам физических упражнений

15. Охарактеризуете курс ЛФК при нарушении осанки

16. Цель применения гидрокинезотерапии при нарушении осанки

17. Методы оценки эффективности занятий лечебной гимнастикой при нарушениях осанки.

18. Дайте определение сколиотической болезни. Чем отличается сколиоз
от нарушения осанки во фронтальной плоскости

19. Характеристика дискогенного, статического (гравитационного),
паралитического сколиоза

20. Характеристика сложных и простых сколиозов. Локализация и
направления сколиозов

21. Характеристика степеней тяжести сколиозов

22. Состояние большой грудной и пояснично-подвздошной мышц при
сколиотической болезни

23. Период прекращения прогрессирования сколиоза

24. Перечислите компоненты комплексной программы физической
реабилитации детей, имеющих сколиоз

25. Задачи ЛФК. Задачи ЛГ, характеристика методики её проведения

26. Характеристика симметричных, асимметричных, деторсионных и
дыхательных упражнений, применяемых на занятиях корригирующей
гимнастикой

27. Упражнения противопоказанные к выполнению при сколиотической

болезни

28. Характеристика трёх частей занятия ЛГ (задачи, способы проведения,

исходные положения, двигательные действия, темп их выполнения)

29. Двигательные тесты, определяющие силу и выносливость мышц -

сгибателей и мышц - разгибателей туловища

30.Задачи тренировки подвздошно-поясничной мышцы у детей, имеющих

грудо-поясничный сколиоз с вершиной искривления на уровне Th 10-L1. Методика проведения изометрической и динамической тренировки

подвздошно-поясничной мышцы

31. Противопоказания к применению тренировки подвздошно-поясничной

мышцы.

32. Понятие «плоскостопие»

33. Охарактеризуете виды плоскостопия

34. Охарактеризуете клиническую картину при плоскостопии

35. Две группы специальных упражнений при плоскостопии