Повреждения органов зрения

Повреждения глаза до настоящего времени занимают важное место среди причин слепоты и инвалидности по зрению. Выделяют травмы глазницы, придатков глаза и глазного яблока.

Травмы делят на термические, механические, химические, лучистой энергией, вибрационные и др. Механические можно подразделить на тупые травмы и ранения, последние бывают проникающими и непроникающими. По степени поражения травмы можно разделить на легкие, средние и тяжелые. Однако не следует забывать, что при сравнительно легких травмах, особенно при проникающих, течение раневого процесса в глазу может оказаться тяжелым. Тяжесть травмы глаза определяется местом, силой удара, площадью его приложения, формой ранящего предмета. Общие признаки травмы — резь и боль в глазу, слезотечение, светобоязнь, автоматический спазм век.

Задачи ЛФК при повреждениях органов зрения направлены на улучшение психоэмоционального состояния больного, ускорение рассасывания отека и кровоизлияния, уменьшение боли. При частичной или полной потере зрения добавляются задачи его восстановления, укрепление мышечной системы глаза, адаптации к новым условиям ориентировки в пространстве, улучшения глубины зрения (при потере одного глаза), повышения тактильной, обонятельной, слуховой, проприоцептивной чувствительности (при потере зрения), обучения ходьбе в новых условиях. Могут решаться и дополнительные задачи по общему укреплению организма, улучшению осанки.

При травме глазного яблока в качестве средств физической реабилитации могут быть использованы массаж, общеукрепляющие упражнения, специальные упражнения для цилиарной мышцы. Необходимо отметить, что при отслоении сетчатки лечебная физическая культура не используется.

Процесс физической реабилитации можно разделить на два периода: подготовительныйи основной. В подготовительном периоде используют упражнения преимущественно общеразвивающего характера, которые выполняются в среднем и медленном темпе и не должны вызывать напряжения мышц глаза. Акцент делается на упражнения, предупреждающие развитие патологических изменений осанки. При наличии раздражения пользуются успокаивающими мазями, глазными ванночками и примочками.

Массаж при травме органов зрения направлен на рассасывание возможных отеков и улучшение трофических процессов. Вначале на подготовительном этапе массируют плечи, шею и волосистую часть головы, лицо, не затрагивая близких к травмированному глазу тканей, на основном — добавляют самомассаж глаз, выполняемый путем зажмуривания, моргания, а также надавливанием тремя пальцами рук на верхнее веко.

Иногда для лечения глаза необходим покой и глаз на несколько дней закрывают черной, непрозрачной повязкой.

В подготовительный период ЛГ используются простейшие упражнения, выполняемые в среднем и медленном темпе, в зависимости от тяжести травмы можно использовать гимнастические снаряды.

В основном периоде восстанавливается функция глаза за счет улучшения его кровоснабжения, укрепляется мышечная система глаза. Используются различные глазодвигательные упражнения. Целесообразно выполнять упражнения для наружных мышц глаза одновременно с общеразвивающими упражнениями. Тренировку цилиарной мышцы можно проводить на оконном стекле. При этом взгляд переносится с точки на стекле на точку вдали и обратно (В.А. Епифанов, 1988).

При потере одного глаза и сохранении нормальной функции другого с помощью физических упражнений можно добиться улучшения глубинного зрения. Для этого используют упражнения, развивающие и тренирующие навыки ориентировки в пространстве: упражнения с мячом (броски в цель, ловля, передача мяча), игра в бадминтон и элементы спортивных игр (В.П. Правосудов, 1980). В случае полной потери зрения ЛФК должна быть направлена на формирование заместительных навыков за счет усиления тактильной, обонятельной, слуховой и проприоцептивной чувствительности. Одной из важных задач является обучение больных ходьбе в новых условиях ориентировки в пространстве. С этой целью используют ходьбу по дорожке с различным покрытием в сопровождении инструктора и самостоятельно ориентируясь по слуху, а также упражнения, способствующие улучшению ориентации больного, повышению устойчивости вестибулярного анализатора, развитию тактильных ощущений. Можно использовать ортостатические столы и упражнения со строгими параметрами движений (Г.В. Полеся, В.В. Макареня, 1980).

Хорошо тренируют равновесие и координацию статические упражнения. При выполнении упражнений в изометрическом режиме можно целенаправленно усилить приток крови к голове и глазам, улучшая их снабжение кислородом и питательными веществами

Физиотерапевтические методы занимают одно из важных мест в реабилитации больных при повреждениях глаз. В офтальмологии часто применяют электрофорез, ультразвук, их сочетание — фонофорез, токи УВЧ, ультрафиолетовое облучение, диатермию, криотерапию.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте повреждения челюстно-лицевой области.

2. Задачи и методика физической реабилитации при челюстно-лицевых травмах в первом периоде.

3. Задачи и методика физической реабилитации при челюстно-лицевых травмах во втором периоде.

4. Охарактеризуйте повреждения ЛОР-органов.

5. В чем заключается физическая реабилитация при повреждениях ЛОР-органов?

6. Дайте характеристику повреждениям органов зрения.

7. Задачи и методика физической реабилитации при травмах глаз?