Методы психотерапии и психологической коррекции, используемые в реабилитации.

Вышеперечисленные особенности развития многих заболеваний и реакций индивида на болезнь (внутренняя картина болезни)* диктуют необходимость включения в программу реабилитации методов психотерапии, направленных на разрешение психотравмирующей ситуации, адаптации больного человека к новым условиям, психологическую коррекцию личностных черт больного, формирование адекватной внутренней картины болезни.

*(В клинической психологии и психотерапии существуют специальные термины для обозначения реакции больного на болезнь: внутренняя картина болезни или субъективная тяжесть болезни.)

Кроме того, использование методов психотерапии и психологической коррекции дает возможность завоевать доверие пациентов, выработать мотивацию на лечение и здоровье, аргументировать необходимость ответственности за свое здоровье. Знание этих методов позволяет помогать пациентам отличить ситуацию объективно не разрешимую от ситуации, которую человек принимает за неразрешимую, снимаю с себя ответственность за принятие решения, в результате чего возникает условная выгодность болезни (бегство в болезнь).

Включение в программу реабилитации таких методов психической саморегуляции как: 1. нервно-мышечная релаксация, 2. произвольная регуляция дыхания (дыхательные медитативные упражнения),3. вербальное самовнушение, 4. аутогенная тренировка позволяют повысить ее результативность.

1. Под термином «нервно-мышечная релаксация» понимается процесс выполнений индивидом ряда упражнений, которые могут снизить нервную активность и сократительное напряжение поперечно-полосатой скелетной мускулатуры. Этот процесс обычно включает изотонические и (или) изометрические сокращения мышц, при этом пациент напрягает (сокращает) и затем отпускает (расслабляет) выбранные мышцы. Впервые этот метод предложил американский психотерапевт Джекобсон.

Автор утверждал, что основное действие системы нервно-мышечной релаксации заключается в том, что пациент обучается различать напряжение и расслабление. Это обучение основано на расширении осознания больным проприоцептивной нервно-мышечной импульсации, возникающей на уровне периферических мышц и увеличивающейся по мере напряжения поперечно-полосатой мускулатуры. Начинать сеанс необходимо с расслабления нижних частей тела и заканчивать лицом. Это делается из-за того, что после напряжения и расслабления мышц нужно постараться не допустить их повторного напряжения, а «полупроизвольные» мышцы лица наиболее подвержены повторному напряжению.

После того как пациенты обучаются адекватно воспринимать нервно-мышечные ощущения, они могут научиться эффективно снижать чрезмерное мышечное напряжение посредством сознательного и постепенного «отпускания» или снижения степени напряжения в избранных мышцах.

Клинические наблюдения показали, что метод нервно-мышечной релаксации является эффективным компонентом в большинстве программ, направленных на лечение чрезмерного стресса, чувства страха, тревоги, раздражительности.

2. Под произвольно регулируемым дыханием понимается процесс, посредством которого пациент сознательно контролирует число дыхательных движений, проще говоря, вдохов и выдохов. Сознательный контроль дыхания (регуляция дыхательных движений) является, возможно, самым древним из известных методов борьбы со стрессом. Он использовался в течение тысячелетий для снижения тревоги и чтобы способствовать состоянию общей релаксации. История произвольной регуляции дыхания берет начало за несколько столетий до нашей эры. Упоминания об использовании сознательного контроля дыхания для достижения состояния расслабления можно найти в индуистской традиции Хатха-йоги. Эти приемы в йоге называются «пранаяма». Практика произвольной регуляции дыхания, так же как и Хатха-йога, получила в настоящее время широкое распространение.

Цель сознательной регуляции дыхания - заставить пациента произвольно изменить привычный ритм своего дыхания, чтобы вызвать состояние большей релаксации. Существует три основных типа дыхания. Они получили название и различаются между собой в соответствии с типом вдоха, открывающего дыхательный цикл: ключичное, грудное и диафрагмальное. Диафрагмальное дыхание является самым глубоким из всех типов дыхания и рассматривается в качестве самого простого и наиболее эффективного метода регулируемого дыхания, используемого для уменьшения состояния стресса.

Хотя специфические механизмы, ответственные за снижение стресса при регуляции дыхания, могут различаться в зависимости от конкретной методики, их общим терапевтическим действием считается способность диафрагмального дыхания стимулировать как солнечное сплетение, так и правую ветвь блуждающего нерва, ослабляя тем самым деятельность парасимпатической нервной системы и способствуя полной релаксации. Для многих способов диафрагмального дыхания характерен удлиненный выдох, таким образом увеличивающий, по-видимому, период релаксации, обусловленной парасимпатическими эффектами. Концентрация внимания на дыхании противодействует возникновению навязчивых мыслей.

3.Вербальное самовнушение – это лечебный метод, предложенный впервые во Франции в 1910 году Эмилем Куэ. Метод позволяет «подавить болезненные, вредные представления и заменить их полезными и благотворными». Одно из важных его теоретических положений; «успех приносит не столько сила воли, сколько сила собственного воображения».

Действительно, совет врача больному, страдающему навязчивыми состояниями или фобиями, «взять себя в руки»» чаще всего приносит только ухудшение. Согласно Куэ, лечебные представления, которые он назвал «формулами самовнушения» должны быть простыми, позитивного содержания и не носить насильственного характера. Например: «С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше». При этом не важно, считает Куэ, соответствует ли формула самовнушения действительности или нет, так как она адресуется подсознательному Я, которое отличается легковерием. Подсознательное Я принимает эту формулу за истину, как приказ, который необходимо выполнить. Чем проще будет формула, тем лучше лечебный эффект.

Несомненным преимуществом метода вербального самовнушения по сравнению с различными формами гипноза является то, что пациент сам активно участвует в процессе лечения, а сеансы самовнушения можно проводить в любой обстановке и в любое время.

4. Аутогенная тренировка (АТ) основана на использовании приемов самовнушения, элементов восточных техник медитации и погружения в релаксационное состояние. Данный метод направлен на овладение навыками произвольного вызывания ощущений тепла, тяжести, покоя, расслабления и на этом фоне нормализации или активизации протекания основных психофизиологических функций. Основоположником аутогенной тренировки является немецкий врач и ученый Иоган Шульц.

В основе АТ лежат три основных механизма:

1. Тесная связь тонуса мышц тела, ритма и глубины дыхания со степенью эмоционального напряжения, переживаемого человеком. Психическое состояние человека не только выражается в определенных изменениях его дыхания, оно фиксируется в мимике и жестах, в напряжении отдельных групп мышц. Мозг, получая импульсы от мышц и суставов, фиксирует связь эмоциональных состояний и степени напряжения определенных групп мышц.

Сознательно расслабляя мышцы тела, изменяя ритм и глубину дыхания, человек может воздействовать на физиологические процессы, происходящие в организме. Полное расслабление мышц, замедление ритма и снижение глубины дыхания способствуют торможению деятельности мозга, приближая состояние человека к состоянию дремоты, которая может перейти в сон.

2. Наличие связи сознательно -вызванных мысленных образов (зрительных, слуховых, тактильных и др.), основанных на прошлом опыте и психического и физического состояния человека.

3. Психические и физиологические процессы самым тесным образом связаны со словесными формулировками, что неоднократно было подтверждено в ходе гипнотических сеансов.

Состояние аутогенного погружения отличается от сна или дремотного состояния. Высокая эффективность самовнушения во время аутогенной тренировки связана с особым уровнем активности мозга, это состояние характеризуется как расслабленное бодрствование, когда реакция на внешние помехи ослаблена, а внимание сконцентрировано на внутреннем состоянии.

В системе аутотренинга выделяют первую (низшую ) и вторую (высшую) ступени.

В основе первой ступени аутогенной тренировки лежит несколько стандартных упражнений. Они направлены на развитие способности занимающихся вызывать и в процессе занятий усиливать чувства тяжести, тепла, холода в определенных частях тела. Эти упражнения позволяют в итоге добиться глубокого расслабления мышц, снижения уровня сознательного контроля и перехода в особое состояние, напоминающее дремотное.

Упражнения высшей ступени аутогенной тренировки направлены на усиление способности занимающихся к глубокому вхождению в состояние аутогенного погружения; обучение способности к ярким мысленным зрительным представлениям, которые помогают нейтрализовать отрицательные переживания, приводящие к развитию неврозов и психосоматических заболеваний.. Занимающийся АТ получает возможность апеллировать непосредственно к подсознанию, к резервным возможностям организма, к механизмам саморегуляции., что способствует нормализации высшей нервной деятельности, коррекции отклонений в эмоциональной и вегето-сосудистой сферах.