Понятие о физической реабилитации.
«Физическая реабилитация является составной частью медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и понимается как процесс и система мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию физических возможностей, на повышение функционального состояния организма, улучшение физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов».
Более кратко это определение можно сформулировать следующим образом: физическая реабилитация - это составная часть медицинской и социально-трудовой реабилитации, использующая средства и методы физической культуры, элементы спорта и спортивной подготовки, массаж и физические факторы.
Физическую реабилитацию следует рассматривать как лечебно- педагогический и воспитательный процесс или, правильнее сказать, образовательный процесс.
Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а применение их - всегда педагогический, образовательный процесс. Качество его зависит от того, насколько методист овладел педагогическим мастерством и знаниями. Поэтому все закономерности и правила общей педагогики, а также теории и методики физической культуры являются чрезвычайно важными в деятельности - специалиста по физической реабилитации.
Он должен быть, прежде всего, хорошим педагогом- специалистом по физическому образованию, физической культуре, но кроме того, он должен знать сущность патологических процессов и болезней, с которыми ему приходиться встречаться у своих пациентов. Он должен уметь определить, какие методы и средства окажут общее воздействие на организм, а какие - местное, локальное или, лучше сказать, специфическое. Реабилитатор должен разбираться не только в этом, но и в том, как дифференцировать нагрузку в зависимости от вида патологии и состояния больного. А это трудно сделать, даже имея значительный опыт работы в реабилитации, если не знать и не использовать методы оценки (контроля) воздействия нагрузок на организм пациентов и методов оценки эффективности реабилитационных мероприятий.
Физические упражнения только тогда дадут положительный эффект в реабилитации, когда они, во-первых, адекватны возможностям больного или инвалида, а, во-вторых, оказывают тренирующее действие и повышают адаптационные возможности организма.
Этого можно достигнуть только в том случае, если методист знает и учитывает ряд методических правил и принципов физической тренировки и реабилитации.
Тренировка является педагогическим процессом, которая при многократной, систематически повторяющейся и постепенно повышающейся физической нагрузке вызывает в организме человека положительные функциональные, а порой и структурные изменения. В результате тренировки механизмы регуляции нормализуются, совершенствуются и это приводит к повышению адаптационных возможностей организма больного к динамически изменяющимся условиям среды. В процессе тренировки, с одной стороны, оформляются и укрепляются новые или совершенствуются уже существующие двигательные навыки. А с другой, развиваются и совершенствуются различные физические качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, и др.), которые определяют физическую работоспособность организма.
Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения.
Итак, в результате воздействия физическими упражнениями мы в состоянии восстановить и совершенствовать физическую работоспособность больного, которая может заметно снижаться при патологических процессах.
В процессе лечебно- восстановительной тренировки важно соблюдать следующие физиологически обоснованные педагогические принципы:
1) Индивидуальныйподход к больному - это означает, что при разработке реабилитационной программы необходимо учитывать возраст, пол и профессию пациента, его двигательный опыт, характер и степень патологического процесса и функциональные возможности больного.
2) Сознательность и активность является также важным принципом, который необходимо соблюдать в физической реабилитации, так как сознательное и активное участие самого больного в процессе реабилитации создает необходимый психоэмоциональный фон и психологический настрой реабилитируемого, что повышает эффективность применяемых реабилитационных мероприятий.
3) Весьма важен принциппостепенности в реабилитации, особенно существенно применение этого принципа при повышении физической нагрузки по всем ее показателям: объему, интенсивности, количеству упражнений, числу их повторений, сложности упражнений. При этом важно, чтобы постепенность осуществлялась как внутри одного занятия, так и всего периода и этапа, ну и, естественно, на протяжении всего процесса реабилитации.
4) Систематичность - следующий необходимый принцип, на котором основывается лечебно-восстановительная тренировка, являющаяся основой процесса реабилитации.
Реабилитационные мероприятия могут охватывать длительный период времени, порою до нескольких месяцев и лет, поэтому систематичность в использовании различных средств реабилитации является необходимым условием успеха в восстановительном лечении, так как именно систематическим применением различных средств реабилитации мы можем обеспечить достаточное, оптимальное для каждого больного воздействие, позволяющее повышать функциональное состояние организма больного.
5) Соблюдение цикличности в чередовании работы с отдыхом связано с определением оптимального интервала отдыха либо между двумя упражнениями, либо между двумя занятиями. Если следующее занятие придется на фазу суперкомпенсации, то происходит суммирование полученных эффектов от тренировки и повышаются функциональные возможности на новом, более совершенном уровне.
6) Системность воздействия (или поочередность), т.е. последовательное чередование исходных положений и упражнений для различных мышечных групп.
7) Новизна и разнообразиев подборе и применении физических упражнений, т.е. 10-15% физических упражнений должны обновляться, а 85-90% повторяться для закрепления достигнутых успехов лечения.
Поскольку основное средство физической реабилитации - физические упражнения и их применение - это тренировочный процесс, хотя и несколько специфичный, то для повышения функционального состояния систем организма необходимо последовательное и неуклонное увеличение физической нагрузки по всем ее основным параметрам.
Однако состояние реабилитируемого пациента нередко не позволяет увеличивать нагрузку в том объеме, в каком это необходимо для существенного повышения функционального состояния и работоспособности больного.
Поэтому необходима оптимизация нагрузок в процессе всего периода реабилитации, особенно это важно на начальном этапе. Достигается это строгим дозированием физической нагрузки, рациональным подбором средств лечебно -восстановительной тренировки и в этом отношении предпочтительны дробные нагрузки, волнообразный характер применяемых нагрузок, правильное соотношением работы и отдыха и максимальное использование средств, снимающих напряжение и способствующих ускоренному восстановлению. В этих условиях большое значение приобретает строгая индивидуализация при планировании нагрузки.
Наконец, сочетание общего и специального воздействия в процессе реабилитации следует понимать следующим образом:
Общая тренировкапреследует цель - общего оздоровления организма, улучшение функций органов и систем, нарушенных болезненным процессом, развитие и закрепление моторных навыков и физических качеств. С общебиологической точки зрения тренированность больного человека - важный фактор его функциональной приспособляемости, в которой очень большую роль играет систематическая мышечная деятельность.
Специальная тренировкапризвана развить функции, нарушенные в связи с заболеванием или травмой, восстановить конкретные двигательные действия или умения, необходимые пациенту в быту и трудовой деятельности.
Принципы медицинской и физической реабилитации.
К основным принципам реабилитации относятся:
1. Раннее начало проведения реабилитационных мероприятий (РМ)
2. Комплексность использования всех доступных и необходимых РМ.
3. Индивидуализация программы реабилитации.
4. Этапность процесса реабилитации.
5. Непрерывность и преемственность на протяжении всех этапов реабилитации.
6. Социальная направленность РМ.
7.Использование методов контроля адекватности физических нагрузок и эффективности реабилитации.
Раннее начало проведения РМ важно с точки зрения профилактики возможных дегенеративных изменений в тканях (что особенно важно при неврологических заболеваниях). Раннее включение в лечебный процесс РМ, адекватных состоянию больного, во многом обеспечивает более благоприятное течение и исход заболевания, служит одним из моментов профилактики инвалидности (вторичная профилактика).
Закономерно возникает вопрос: когда и при каких условиях начинается проведение РМ? На него трудно ответить однозначно, так как все зависит от состояния больного и вида патологии.
Тем не менее, можно сказать, что РМ нельзя применять при очень тяжелом состоянии больного, высокой температуре, сильной интоксикации, выраженной сердечно-сосудистой и легочной недостаточностью больного, резком угнетении адаптационных и компенсаторных механизмов. Однако и это не является абсолютно верным, так как некоторые РМ, например надувание шариков, назначаются в острый послеоперационный период при достаточно тяжелом состоянии больного, но это служит для профилактики застойной пневмонии.
Комплексность применения всех доступных и необходимых РМ. Проблемы медицинской реабилитации весьма сложны и требуют совместной деятельности многих специалистов: терапевтов, хирургов, травматологов, физиотерапевтов, врачей и методистов ЛФК и физической реабилитации, массажистов, психологов, психиатров и др., адекватной физическому и психическому состоянию пациента на отдельных этапах реабилитации. В зависимости от причин, приведших больного к состоянию, требующему применения РМ, состав специалистов и используемых методов и средств будут различны.
Индивидуализация программ реабилитации. В зависимости от причин, требующих применения РМ, а также особенностей состояния больного или инвалида, их функциональных возможностей, двигательного опыта, возраста, пола, состав специалистов и используемых методов и средств будет различным, т.е. реабилитация требует индивидуального подхода к пациентам с учетом их реакции на использование РМ. Современная реабилитация тесно связана с принципом активного соучастия больного, поэтому пассивные методы, используемые в восстановительном лечении, все более утрачивают свои позиции.
Этапность процесса реабилитации. В медицинской реабилитации выделяют три или четыре этапа.
При трехэтапной реабилитации, это:
· специализированныйстационар;
· специализированный реабилитационный центр или санаторий;
· отделение реабилитации поликлиники.
При четырехэтапной реабилитации (которая, в частности, характерна для травматологии) это:
· специализированная бригада скорой помощи;
· специализированный травматологический стационар;
· стационарный центр реабилитации;
· отделение реабилитации поликлиники.
Во втором случае восстановительные мероприятия начинают проводиться специализированными бригадами скорой помощи: профилактика и лечение шока, остановка кровотечения, обеспечение проходимости верхних дыхательных путей и др. Большое значение имеет обезболивание, полноценная транспортная иммобилизация и др. В травматологическом стационаре особое внимание уделяется диагностике, качеству оперативных и консервативных мероприятий, которые завершаются полноценной и рациональной иммобилизацией поврежденных сегментов. С первых дней вводится комплекс лечебной гимнастики, массажа, физиотерапевтические процедуры.
В санаторном реабилитационном центре продолжаются РМ по восстановлению функционального состояния больного, повышения его физической работоспособности. Подготовка пациента к бытовым и трудовым процессам.
В зависимости от тяжести патологического процесса, успехов на первых 2х этапах, реабилитация на поликлиническом этапе может иметь разный характер. В лучшем случае только поддержание или небольшое развитие достигнутых результатов, а в другом случае, когда на предыдущих этапах не был достигнут регресс тех или других проявлений болезни – ставится задача их ликвидации.
В отличие от описанной схемы 3-х или 4-х этапной реабилитации, в системе восстановительного лечения больных с заболеваниями и травмами ЦНС (головного и спинного мозга) предусматриваются или повторные госпитализации в стационарном центре реабилитации, или повторные курсы восстановления в отделении реабилитации поликлиник, или чередование курсов реабилитации в стационаре и дома - этапно-курсовой метод реабилитации.
На каждом из этапов ставятся свои задачи и соответственно им подбираются средства и методы. От правильной постановки задач зависит эффективность реабилитационного процесса. Помимо этого, от того; какие задачи ставятся перед каждым из этапов реабилитации, зависят его продолжительность и организационная структура.
Процесс реабилитаций может быть подразделен еще и следующим образом.
Первый этап - восстановительная терапия, второй этап - реадаптация, третий этап - реабилитация (в прямом смысле).
Задачи 1 этапа - психологическая и функциональная подготовка больного к активному лечению и проведению РМ, предупреждение развития дефекта функции и инвалидизации.
Задачи 2 этапа - приспособление больного к условиям внешней среды - характеризуется наращиванием объема всех РМ.
Задачи 3 этапа - бытовое приспособление, исключающее зависимость от окружающих, восстановление социального и доболезненного трудового статуса.
Непрерывность и преемственность РМ на протяжении всех этапов реабилитации важна как в пределах одного этапа, так и при переходе с одного на другой. В ходе применения реабилитационных мероприятий улучшается функциональное состояние различных систем организма, повышается тренированность, а всякий более или менее длительный перерыв в использовании РМ приводит ухудшению состояния, когда приходится начинать все сначала.
Чрезвычайно важным принципом реабилитации является преемственность при переходе с этапа на этап, из одного медицинского учреждения в другое. Для этого важно, чтобы на каждом этапе в реабилитационной карте было задокументировано, какие методы и средства лечения и реабилитации применялись, каково было функциональное состояние реабилитируемого. Этим целям может также служить обменная карта, которая включает краткие сведения о клинико-функциональном состоянии больного, его толерантности (переносимость) к физическим нагрузкам, реализованные средства и методы реабилитации и т.д.
Социальная направленность РМ. Как уже подчеркивалось, основная цель реабилитации это эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество и семью, восстановление личностных свойств человека.
На этапах реабилитации в лечебно-профилактических учреждениях в комплекс РМ вводятся средства и методы по восстановлению бытовых навыков пациента, а также элементы трудотерапии, с помощью которых не только восстанавливается способность к труду, но и происходит утверждение личности реабилитируемого как полноправного члена общества. Оптимальным конечным результатом медицинской реабилитации может быть полное восстановление здоровья и возвращение к привычному профессиональному труду.
Однако имеется определенный процент больных, у которых, несмотря на самые энергичные лечебно-реабилитационные меры, успеха восстановлений здоровья и трудоспособности достичь не удается, и тогда у этой категории больных реабилитация заканчивается выработкой приемов, обеспечивающих самообслуживание (полное или частичное) больных в быту.
Результат реабилитации, закончившийся ограниченной трудоспособностью, порождает медико-биологические исоциальные проблемы, обусловленные необходимостью профессиональной переориентации, приобретения новой профессии и трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью.
Трудовая реабилитация должна начинаться с психологической подготовки вырабатывающей у пострадавшего уверенность в возврате трудоспособности и общественной полноценности.
Окончательно социально-трудовой реабилитацией занимаются органы социального обеспечения. Большое значение имеют врачебные трудовые экспертные комиссии (ВТЭК). Они устанавливают степень потери трудоспособности, обеспечивают профессиональную ориентацию, под их контролем проходит переобучение новым профессиям инвалидов. ВТЭК по этим вопросам является связующим звеном между органами социального обеспечения и органами здравоохранения.
Трудовая реабилитация не должна заканчиваться трудоустройством реабилитируемого. Она должна быть направлена на повышение трудоспособности индивида и поддержание этой трудоспособности на том оптимальном уровне, который позволяет сохранить его психические и физические возможности. Эта проблема может быть решена путем периодически проводимых курсов РМ, направленных на улучшение показателей здоровья и функционального состояния инвалидов.
Использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации.Реабилитационный процесс может быть успешным только в случае учета характера и особенностей восстановления, нарушенных при том или ином заболевании функций. Для назначения адекватного комплексного дифференцированного восстановительного лечения необходима правильная оценка состояния больного по ряду параметров, значимых для оценки эффективности реабилитации.
В этих целях применяется специальная диагностика и методы контроля за текущим состоянием больного в процессе реабилитации, они могут подразделяться на следующие виды.
а) медицинская диагностика,
б) функциональная диагностика,
в) мотодиагностика,
г) психодиагностика.
Вопросы медицинской диагностики решаются врачом и состоят из следующего комплекса: опрос, (анамнез) осмотр, ощупывание (пальпация), выстукивание (перкуссия}, выслушивание (аускультация), клинические методы, данные лабораторного анализа и др.
Исследование функционального состояния органов и систем осуществляется как с помощью инструментальных методов, например таких как электрокардиография, фонокардиография, спирография, электромиография и т.д., а также с помощью различных функциональных проб.
Важное значение в реабилитации имеет мотодиагностика, т.е. определение двигательных возможностей больного, способность к бытовым и трудовым операциям, для этого используются различные позные пробы, двигательные тесты, мышечное тестирование и др.
Клиническое изучение больного подкрепляется экспериментально-психологическим исследованием, проводимым психологом. Психолог определяет структуру и степень изменения психических функций, типы нарушения памяти, внимания, мышления, эмоционально - волевой сферы, исследует личностные особенности и влияние на все это реабилитационных мероприятий.