Понятие о физической реабилитации.

«Физическая реабилитация является составной частью медицинской, со­циальной и профессиональной реабилитации и понимается как процесс и система мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию физических возможностей, на повышение функциональ­ного состояния организма, улучшение физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и мето­дами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов».

Более кратко это определение можно сформулировать следующим обра­зом: физическая реабилитация - это составная часть медицинской и социально-трудовой реабилитации, использующая средства и методы физической культуры, элементы спорта и спортивной подготовки, массаж и физические факторы.

Физическую реабилитацию следует рассматривать как лечебно- педагогический и воспитательный процесс или, правильнее сказать, образова­тельный процесс.

Основным средством физической реабилитации являются физические уп­ражнения и элементы спорта, а применение их - всегда педагогический, образова­тельный процесс. Качество его зависит от того, насколько методист овладел педагогическим мастерством и знаниями. Поэтому все закономерности и правила общей пе­дагогики, а также теории и методики физической культуры являются чрезвычайно важными в деятельности - специалиста по физической реабилитации.

Он должен быть, прежде всего, хорошим педагогом- специалистом по фи­зическому образованию, физической культуре, но кроме того, он должен знать сущность патологических процессов и болезней, с которыми ему приходиться встречаться у своих пациентов. Он должен уметь определить, какие методы и средства окажут общее воздействие на организм, а какие - местное, локальное или, лучше сказать, специфическое. Реабилитатор должен разбираться не только в этом, но и в том, как дифференцировать нагрузку в зависимости от вида патоло­гии и состояния больного. А это трудно сделать, даже имея значительный опыт работы в реабилитации, если не знать и не использовать методы оценки (контроля) воздействия нагрузок на организм пациентов и методов оценки эф­фективности реабилитационных мероприятий.

Физические упражнения только тогда дадут положительный эффект в реабилитации, когда они, во-первых, адекватны возможностям больного или инвалида, а, во-вторых, оказывают тренирующее действие и повышают адаптационные возможности организма.

Этого можно достигнуть только в том случае, если методист знает и учитывает ряд методических правил и принципов физической тренировки и реа­билитации.

Тренировка является педагогическим процессом, которая при многократ­ной, систематически повторяющейся и постепенно повышающейся физической нагрузке вызывает в организме человека положительные функциональные, а порой и структурные изменения. В результате тренировки механизмы регуляции нормализуются, совершенствуются и это приводит к повышению адаптационных возможностей организма больного к динамически изменяющимся условиям среды. В процессе тренировки, с одной стороны, оформляются и укрепляются новые или совершенствуются уже существующие двигательные навыки. А с дру­гой, развиваются и совершенствуются различные физические качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, и др.), которые определяют фи­зическую работоспособность организма.

Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения.

Итак, в результате воздействия физическими упражнениями мы в состоя­нии восстановить и совершенствовать физическую работоспособность больно­го, которая может заметно снижаться при патологических процессах.

В процессе лечебно- восстановительной тренировки важно соблюдать следующие физиологически обоснованные педагогические принципы:

1) Индивидуальныйподход к больному - это означает, что при разработ­ке реабилитационной программы необходимо учитывать возраст, пол и профес­сию пациента, его двигательный опыт, характер и степень патологического процесса и функциональные возможности больного.

2) Сознательность и активность является также важным принципом, который необхо­димо соблюдать в физической реабилитации, так как сознательное и активное участие самого больного в процессе реабилитации создает необходимый психо­эмоциональный фон и психологический настрой реабилитируемого, что повы­шает эффективность применяемых реабилитационных мероприятий.

3) Весьма важен принциппостепенности в реабилитации, особенно существенно применение этого принципа при повышении физической нагрузки по всем ее показателям: объему, интенсивности, количеству упражнений, числу их повторений, сложности упражнений. При этом важно, чтобы постепенность осуществлялась как внутри одного занятия, так и всего периода и этапа, ну и, естественно, на протяжении всего процесса реабилитации.

4) Систематичность - следующий необходимый принцип, на котором ос­новывается лечебно-восстановительная тренировка, являющаяся основой процес­са реабилитации.

Реабилитационные мероприятия могут охватывать длительный период времени, порою до нескольких месяцев и лет, поэтому систематичность в ис­пользовании различных средств реабилитации является необходимым условием успеха в восстановительном лечении, так как именно систематическим примене­нием различных средств реабилитации мы можем обеспечить достаточное, опти­мальное для каждого больного воздействие, позволяющее повышать функцио­нальное состояние организма больного.

5) Соблюдение цикличности в чередовании работы с отдыхом связано с определением оптимального интервала отдыха либо между двумя упражнения­ми, либо между двумя занятиями. Если следующее занятие придется на фазу суперкомпенсации, то происходит суммирование полученных эффектов от трени­ровки и повышаются функциональные возможности на новом, более совершенном уровне.

6) Системность воздействия (или поочередность), т.е. последовательное чередование исходных положений и упражнений для различных мышечных групп.

7) Новизна и разнообразиев подборе и применении физических упражнений, т.е. 10-15% физических упражнений должны обновляться, а 85-90% по­вторяться для закрепления достигнутых успехов лечения.

Поскольку основное средство физической реабилитации - физические упражнения и их применение - это тренировочный процесс, хотя и несколько специфичный, то для повышения функционального состояния систем организма необходимо последовательное и неуклонное увеличение физической нагрузки по всем ее основным параметрам.

Однако состояние реабилитируемого пациента нередко не позволяет уве­личивать нагрузку в том объеме, в каком это необходимо для существенного повышения функционального состояния и работоспособности больного.

Поэтому необходима оптимизация нагрузок в процессе всего периода реабилитации, особенно это важно на начальном этапе. Достигается это строгим дозированием физической нагрузки, рациональным подбором средств лечебно -восстановительной тренировки и в этом отношении предпочтительны дробные нагрузки, волнообразный характер применяемых нагрузок, правильное соотношением работы и отдыха и максимальное использование средств, снимающих напряжение и способствующих ускоренному восстановлению. В этих условиях большое значение приобретает строгая индивидуализация при планировании на­грузки.

Наконец, сочетание общего и специального воздействия в процессе реа­билитации следует понимать следующим образом:

Общая тренировкапреследует цель - общего оздоровления организма, улучшение функций органов и систем, нарушенных болезненным процессом, развитие и закрепление моторных навыков и физических качеств. С общебиоло­гической точки зрения тренированность больного человека - важный фактор его функциональной приспособляемости, в которой очень большую роль играет систематическая мышечная деятельность.

Специальная тренировкапризвана развить функции, нарушенные в связи с заболеванием или травмой, восстановить конкретные двигательные действия или умения, необходимые пациенту в быту и трудовой деятельности.

Принципы медицинской и физической реабилитации.

К основным принципам реабилитации относятся:

1. Раннее начало проведения реабилитационных мероприятий (РМ)

2. Комплексность использования всех доступных и необходимых РМ.

3. Индивидуализация программы реабилитации.

4. Этапность процесса реабилитации.

5. Непрерывность и преемственность на протяжении всех этапов реабилитации.

6. Социальная направленность РМ.

7.Использование методов контроля адекватности физических нагрузок и эффективности реабилитации.

Раннее начало проведения РМ важно с точки зрения профилактики возможных дегенеративных изменений в тканях (что особенно важно при неврологических заболеваниях). Раннее включение в лечебный процесс РМ, адекватных состоянию боль­ного, во многом обеспечивает более благоприятное течение и исход заболевания, служит одним из моментов профилактики инвалидности (вторичная профилактика).

Закономерно возникает вопрос: когда и при каких условиях начинается проведение РМ? На него трудно ответить однознач­но, так как все зависит от состояния больного и вида патоло­гии.

Тем не менее, можно сказать, что РМ нельзя применять при очень тяжелом состоянии больного, высокой температуре, сильной интоксикации, выраженной сердечно-сосудистой и легочной недостаточностью больного, резком угнетении адап­тационных и компенсаторных механизмов. Однако и это не яв­ляется абсолютно верным, так как некоторые РМ, например надувание шариков, назначаются в острый послеоперационный период при достаточно тяжелом состоянии больного, но это служит для профилактики застойной пневмонии.

Комплексность применения всех доступных и необходимых РМ. Проблемы медицинской реабилитации весьма сложны и требуют совместной деятельности многих специалистов: тера­певтов, хирургов, травматологов, физиотерапевтов, врачей и методистов ЛФК и физической реабилитации, массажистов, психологов, психиатров и др., адекватной физическому и психическому состоянию пациента на отдельных этапах реабили­тации. В зависимости от причин, приведших больного к состо­янию, требующему применения РМ, состав специалистов и используемых методов и средств будут различны.

Индивидуализация программ реабилитации. В зависимости от причин, требующих применения РМ, а также особенностей состояния больного или инвалида, их функциональных возможностей, двигательного опыта, возраста, пола, состав специалистов и используемых методов и средств будет различным, т.е. реабилитация требует индивидуального подхода к пациентам с учетом их реакции на использование РМ. Современная реабилитация тесно связана с принципом активного соучастия больного, поэтому пассивные методы, используемые в восстановительном лечении, все более утрачивают свои позиции.

Этапность процесса реабилитации. В медицинской реабилитации выделяют три или четыре этапа.

При трехэтапной реабилитации, это:

· специализированныйстационар;

· специализированный реабилитационный центр или санаторий;

· отделение реабилитации поликлиники.

При четырехэтапной реабилитации (которая, в частности, характерна для травматологии) это:

· специализированная бригада скорой помощи;

· специализированный травматологический стационар;

· стационарный центр реабилитации;

· отделение реабилитации поликлиники.

Во втором случае восстановительные мероприятия начинают проводиться специализированными бригадами скорой помощи: профилактика и лечение шока, остановка кровотечения, обеспечение проходимости верхних дыхательных путей и др. Большое значение имеет обезболивание, полноценная транспортная иммо­билизация и др. В травматологическом стационаре особое внимание уделяется диагностике, качеству оперативных и консервативных мероприятий, которые за­вершаются полноценной и рациональной иммобилизацией поврежденных сег­ментов. С первых дней вводится комплекс лечебной гимнастики, массажа, физио­терапевтические процедуры.

В санаторном реабилитационном центре продолжаются РМ по восстановлению функционального состояния больного, повышения его физической работоспособности. Подготовка пациента к бытовым и трудовым процессам.

В зависимости от тяжести патологического процесса, успехов на первых 2х этапах, реабилитация на поликлиническом этапе может иметь разный характер. В лучшем случае только поддержание или небольшое развитие достигнутых результатов, а в другом случае, когда на предыдущих этапах не был достигнут регресс тех или других проявлений болезни – ставится задача их ликвидации.

В отличие от описанной схемы 3-х или 4-х этапной реабилитации, в систе­ме восстановительного лечения больных с заболеваниями и травмами ЦНС (головного и спинного мозга) предусматриваются или повторные госпитализа­ции в стационарном центре реабилитации, или повторные курсы восстановления в отделении реабилитации поликлиник, или чередование курсов реабилитации в стационаре и дома - этапно-курсовой метод реабилитации.

На каждом из этапов ставятся свои задачи и соответственно им подбира­ются средства и методы. От правильной постановки задач зависит эффективность реабилитационного процесса. Помимо этого, от того; какие задачи ставятся перед каждым из этапов реабилитации, зависят его продолжительность и организаци­онная структура.

Процесс реабилитаций может быть подразделен еще и следующим образом.

Первый этап - восстановительная терапия, второй этап - реадаптация, тре­тий этап - реабилитация (в прямом смысле).

Задачи 1 этапа - психологическая и функциональная подготовка больного к активному лечению и проведению РМ, предупреждение развития дефекта функ­ции и инвалидизации.

Задачи 2 этапа - приспособление больного к условиям внешней среды - ха­рактеризуется наращиванием объема всех РМ.

Задачи 3 этапа - бытовое приспособление, исключающее зависимость от окружающих, восстановление социального и доболезненного трудового статуса.

Непрерывность и преемственность РМ на протяжении всех этапов реабилитации важна как в пределах одного этапа, так и при переходе с одного на другой. В ходе применения реабилитационных мероприятий улучшается функциональное со­стояние различных систем организма, повышается тренированность, а всякий более или менее длительный перерыв в использовании РМ приводит ухудшению состояния, когда приходится начинать все сначала.

Чрезвычайно важным принципом реабилитации является преемственность при переходе с этапа на этап, из одного медицинского учреждения в другое. Для этого важно, чтобы на каждом этапе в реабилитационной карте было задокументировано, какие методы и средства лечения и реабилитации применялись, каково было функциональное состояние реабилитируемого. Этим целям может также служить обменная карта, которая включает краткие сведения о клинико-функциональном состоянии больного, его толерантности (переносимость) к фи­зическим нагрузкам, реализованные средства и методы реабилитации и т.д.

Социальная направленность РМ. Как уже подчеркивалось, основная цель реабилитации это эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество и семью, восстановление личностных свойств человека.

На этапах реабилитации в лечебно-профилактических учреждениях в ком­плекс РМ вводятся средства и методы по восстановлению бытовых навыков па­циента, а также элементы трудотерапии, с помощью которых не только восста­навливается способность к труду, но и происходит утверждение личности реаби­литируемого как полноправного члена общества. Оптимальным конечным ре­зультатом медицинской реабилитации может быть полное восстановление здоро­вья и возвращение к привычному профессиональному труду.

Однако имеется определенный процент больных, у которых, несмотря на самые энергичные лечебно-реабилитационные меры, успеха восстановлений здоровья и трудоспособности достичь не удается, и тогда у этой категории боль­ных реабилитация заканчивается выработкой приемов, обеспечивающих самообслуживание (полное или частичное) больных в быту.

Результат реабилитации, закончившийся ограниченной трудоспособно­стью, порождает медико-биологические исоциальные проблемы, обусловленные необходимостью профессиональной переориентации, приобретения новой про­фессии и трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью.

Трудовая реабилитация должна начинаться с психологической подготовки вырабатывающей у пострадавшего уверенность в возврате трудоспособности и общественной полноценности.

Окончательно социально-трудовой реабилитацией занимаются органы со­циального обеспечения. Большое значение имеют врачебные трудовые эксперт­ные комиссии (ВТЭК). Они устанавливают степень потери трудоспособности, обеспечивают профессиональную ориентацию, под их контролем проходит пере­обучение новым профессиям инвалидов. ВТЭК по этим вопросам является свя­зующим звеном между органами социального обеспечения и органами здраво­охранения.

Трудовая реабилитация не должна заканчиваться трудоустройством реабилитируемого. Она должна быть направлена на повышение трудоспособности ин­дивида и поддержание этой трудоспособности на том оптимальном уровне, который позволяет сохранить его психические и физические возможности. Эта про­блема может быть решена путем периодически проводимых курсов РМ, направленных на улучшение показателей здоровья и функционального состояния инвалидов.

Использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации.Реабилитационный процесс может быть успешным только в случае учета характера и особенностей восстановления, нарушенных при том или ином заболевании функций. Для назначения адекватного комплексного дифференцированного восстановительного лечения необходима правильная оценка состояния больного по ряду параметров, значимых для оценки эффективности реабили­тации.

В этих целях применяется специальная диагностика и методы контроля за текущим состоянием больного в процессе реабилитации, они могут подразде­ляться на следующие виды.

а) медицинская диагностика,

б) функциональная диагностика,

в) мотодиагностика,

г) психодиагностика.

Вопросы медицинской диагностики решаются врачом и состоят из сле­дующего комплекса: опрос, (анамнез) осмотр, ощупывание (пальпация), выстуки­вание (перкуссия}, выслушивание (аускультация), клинические методы, данные лабораторного анализа и др.

Исследование функционального состояния органов и систем осуществля­ется как с помощью инструментальных методов, например таких как электрокар­диография, фонокардиография, спирография, электромиография и т.д., а также с помощью различных функциональных проб.

Важное значение в реабилитации имеет мотодиагностика, т.е. опреде­ление двигательных возможностей больного, способность к бытовым и трудовым операциям, для этого используются различные позные пробы, двигательные тесты, мышечное тести­рование и др.

Клиническое изучение больного подкрепляется экспериментально-психологическим исследованием, проводимым психологом. Психолог определяет структуру и степень изменения психических функций, типы нарушения памяти, внимания, мышления, эмоционально - волевой сферы, исследует личностные особенности и влияние на все это реабилитационных мероприятий.