Режим наибольшего благоприятствования и национальный режим

1. Режим взаимного предоставления наибольшего благоприятствова­ния — одно из основных условий торговых договоров, заключаемых с ино­странными государствами. В силу этого режима иностранцы пользуются максимумом тех прав, которые предоставлены лицам другого государства, что объясняет само выражение «наибольшее благоприятствование». Со­гласно данному принципу, иностранным юридическим и физическим лицам в торговле, мореплавании или в иных областях предоставляется такой же режим, какой предоставляется или будет предоставляться юридическим и физическим лицам третьей страны. Режим в области торговли, мореплава­ния, правового положения иностранных организаций, применяемый к одному иностранному государству, с которым заключен торговый договор, будет применяться и к любому другому государству, с которым также за­ключен торговый договор на основе принципа набольшего благоприятство­вания. Таким образом, в силу этого режима создаются равные условия для всех иностранных государств, их организаций, фирм и граждан в отношении тех вопросов торговли, которые предусмотрены торговым договором.

Комиссией международного права ООН был разработан проект статей ° клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации. Согласно этому про-екту, юридическая сущность клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации как договорного положения состоит в обязательстве государства предоставить другому государству режим о наиболее благоприятствуемой нации в определенной сфере отношений. В тексте проекта в конечном

7-872




Глава 3. Общие понятия международного частного права


§ 6. Режим наибольшего благоприятствования и национальный режим


 


итоге комиссия применила термин «не менее благоприятный, чем режим,; распространенный на третье государство» (Н.А. Ушаков).

Принцип наибольшего благоприятствования отличается от принципа!
недискриминации (см. гл. 1). Если в силу принципа недискриминации каж-i
дое государство имеет право требовать от других государств создания таких;
же условий, какими пользуются все государства, т.е. общих и одинаковых
для всех, то в силу принципа наибольшего благоприятствования создаются
наиболее благоприятные условия. >

Принцип наибольшего благоприятствования всегда устанавливается в договорном порядке, а принцип недискриминации не нуждается в договор­ном оформлении. Это общее правило, вытекающее из равенства госу­дарств. В то же время введение в торговый договор клаузулы о наибольшем благоприятствовании препятствует проведению дискриминационных мер.

В прошлом на Западе предпринимались попытки обосновать отказ от| применения принципа наибольшего благоприятствования в отношениях с| социалистическими странами ссылками на то, что этот принцип неприме­ним в данном случае потому, что планирование и система государственной1 монополии внешней торговли в этих странах якобы приводят к ограниче-, ниям в торговле со странами Запада. В действительности система внешней; торговли и, в частности, планирование импорта и экспорта применялись социалистическими странами, включая СССР, без дискриминации ко всем странам, на одинаковой правовой основе. Программы импорта и экспорта' товаров отражали при этом результаты двусторонних переговоров и согла-.' шений, и принцип наибольшего благоприятствования никоим образом не нарушался.

Значение принципа наибольшего благоприятствования можно показать-на примере советско-американских торгово-экономических отношений.

В период «холодной войны» в 1951 году правительство США односто­ронне расторгло торговое соглашение между СССР и США 1937 года, со­державшее этот принцип, ввело режим дискриминации и установило спи­сок товаров, закрещенных к вывозу в Советский Союз. Эти меры привели почти к полному прекращению торговли между этими странами.

18 октября 1972 г. между СССР и США было подписано соглашен! о торговле, которое предусматривало предоставление сторонами др1 другу режима наибольшего благоприятствования в вопросах таможенно: обложения, сборов и иных формальностей при импорте и экспорте това' ров. Применение в торговле с СССР этого принципа могло бы способст! вовать значительному расширению торговых связей между СССР и СШ Однако в результате противодействия не заинтересованных в торго! кругов соглашение не вступило в силу, что нанесло ущерб прежде все интересам самих США.

В декабре 1974 года в США были приняты законы о торговле и о r сударственном кредитовании экспорта. В этих законах предоставление G


ветскому Союзу режима наибольшего благоприятствования было постав-лено в зависимость от политических уступок с его стороны, что по суще­ству означало вмешательство во внутренние дела СССР. Естественно, Со­ветский Союз не мог согласиться вести свои'торгово-экономические от­ношения с США на такой основе.

Режим наибольшего благоприятствования и недискриминационный режим были установлены в дальнейшем в отношениях нашей страны с США благодаря заключению 1 июня 1990 г. Соглашения о торговых от­ношениях. В соответствии со ст. 1 этого соглашения, каждая сторона «без каких-либо условий предоставит товарам, происходящим или экспортиру­емым на территорию другой стороны, режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен подобным товарам, происходящим из/или экс­портируемым на территорию любой третьей страны...».

Недискриминационный режим предоставляется в отношении примене­ния количественных ограничений и выдачи лицензий.

Применение режима наибольшего благоприятствования оказывает по­ложительное влияние на развитие международной торговли. Это было прямо признано в Заключительном акте Совещания по безопасности и со­трудничеству в Европе.

Государства — члены ЕЭС передали Сообществу осуществление своей компетенции в отношении проведения торговой политики. Вследст­вие этого вопросы, касающиеся предоставления этого режима в области торговли другим государствам, относятся к исключительной компетенции ЕЭС.

Следует отметить в этой связи, что со всеми странами — членами ЕЭС Советский Союз обменялся письмами, подтверждавшими действие ранее заключенных торговых договоров и соглашений, предусматривавших предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле с СССР. Все это создало достаточную договорно-правовую базу для разви­тия двустороннего торгово-экономического сотрудничества СССР с ука­занными странами.

В Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Европейскими сообществами и их государствами-членами, с одной стороны, и Россий­ской Федерацией, с другой стороны, подписанном в Корфу 24 июня 1994 г. (ратифицировано РФ в 1996 г.), стороны предусмотрели взаимный доступ на рынки на основе режима наибольшего благоприятствования. Об этом Режиме говорится также в разделах о таможенных вопросах, о поощрении иностранных инвестиций, режиме представительств обществ одной сторо­ны на территории другой и по другим вопросам.

В соглашении предусматривалось, что РФ может предоставлять стра­нам СНГ большие преимущества, чем другим странам, тем самым речь Шла об изъятиях из режима наибольшего благоприятствования.




Глава 3. Общие понятия международного частного права


§ 6. Режим наибольшего благоприятствования и национальный режим


 



Приведем в качестве примера положения Договора между Российской Федерацией и Республикой Польша о торговле и экономическом сотруд­ничестве от 25 августа 1993 г. (договор вступил в силу 13 февраля 1995 г.). Согласно ст. 4 «Договаривающиеся Стороны предоставляют друг другу в области торговли товарами режим наибольшего благоприят­ствования в отношении: таможенных пошлин и сборов, применяемых при импорте и экспорте, включая методы взимания таких пошлин и сборов; положений, касающихся таможенной очистки, транзита, складирования и перегрузки; налогов и других внутренних сборов любого рода, взимаемых прямо или косвенно с импортируемых товаров; методов осуществления платежей по обслуживанию внешнеторговых операций и переводов таких платежей; правил, касающихся продажи, закупки, транспортировки, рас­пределения и использования товаров на внутреннем рынке.

Каждая из Договаривающихся Сторон предоставит товарам, происхо­дящим из/ или экспортируемым на территорию другой Договаривающейся Стороны, недискриминационный режим в отношении применения количе­ственных ограничений и выдачи лицензий».

Для современной договорной практики нашего государства характерны и некоторые изъятия, касающиеся развивающихся стран, а также связан­ные с установлением особых преимуществ в пределах определенных тамо­женных союзов. В качестве примера можно привести торговое соглашений с Индией от 10 декабря 1980 г. В соглашении, в частности, предусматри^ валось, что режим наибольшего благоприятствования не будет касатьс «преимуществ, которые были предоставлены или которые могут бьп предоставлены в будущем одним из правительств соседним странам целях облегчения приграничной торговли»; «преимуществ, которые Индия предоставила или может предоставить в будущем одной или не! скольким развивающимся странам в связи с ее участием в каком-либо глашении по развитию торгово-экономического сотрудничества развива ющихся стран»; «льгот или преимуществ, вытекающих из таможенного союза и/или зоны свободной торговли, членом которых является или может стать каждая из стран».

В Договоре с Польшей 1993 года предусматривалось, что положения ст. 4, приведенные выше, не будут распространяться на: а) преимущества,! предоставляемые с целью или в результате создания таможенного союза! или зоны свободной торговли, как это определяется в ст. XXIV ГАТТ (с 1 января 1995 г. начала свою деятельность Всемирная торговая организа-1 ция (ВТО), которая заменила ГАТТ); б) преимущества, предоставляемые! соседним странам в целях облегчения приграничной торговли; в) преиму-" щества, предоставляемые развивающимся странам в соответствии с ГАТТ.,

2. От режима наибольшего благоприятствования следует отличать на-1 циональный режим, в силу которого иностранным гражданам и юридичес-j ким лицам предоставляется такой же режим, что и отечественным граж1


панам и юридическим лицам. Поскольку на иностранных физических и юридических лиц распространяются те права и преимущества, которыми в данной стране пользуются местные физические и юридические лица, все они ставятся в равное положение. Отличие национального режима от ре­жима наибольшего благоприятствования состоит в том, что в силу послед­него в равное положение ставятся иностранные организации и иностран­ные граждане между собой. Национальный же режим может применяться и в отношении хозяйственной деятельности иностранных лиц, и в отноше­нии товаров иностранного производства.

Как уже отмечалось выше, наша договорная практика в торговых от­ношениях с другими странами исходит из предоставления режима наиболь­шего благоприятствования и к применению национального режима в об­ласти торговли относится в общем отрицательно. Национальный режим применяется в торговых договорах в ограниченном числе случаев, напри­мер по некоторым вопросам торгового мореплавания. Кроме того, предо­ставление национального режима предусматривается в отношении сво­бодного доступа иностранных юридических лиц и граждан в суды. Нацио­нальный режим применяется в договорах о правовой помощи, социальном обеспечении (судебная защита, предоставление трудовых и иных прав на основе национального режима). По отдельным вопросам, например в от­ношении доступа в суды, национальный режим предусмотрен в договорах о торговом мореплавании.

Большое практическое значение приобрело предоставление в РФ на­ционального режима иностранцам на основе многосторонних соглашений в области авторского права и прав на изобретения и товарные знаки.

3. При определении общего правового статуса иностранных граждан в РФ наряду с реализацией принципов общего международного права о пра­вах человека определенное значение имеет принцип национального режи­ма. Согласно Конституции РФ «иностранные граждане и лица без граж­данства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации» (ч. 3 ст. 62). В соответст­вии со ст. 3 Закона о правовом положении иностранных граждан в СССР иностранцам предоставляется национальный режим, что означает предо­ставление им в России таких же прав, что и российским гражданам, за не­которыми изъятиями, установленными в законодательстве. Таким обра­зом, в силу национального режима иностранные граждане, и в первую оче-Редь постоянно проживающие в РФ, ставятся в равное положение с рос­сийскими гражданами, они пользуются теми же правами и должны нести те же обязанности, что и российские граждане.

Принцип национального режима закреплен в ряде положений нашего законодательства (ст. 160 Основ гражданского законодательства 1991 г. в отношении гражданской правоспособности иностранцев; ст. 5 Закона



§ 7. Взаимность и реторсия

Глава 3. Общие понятия международного частного права


 


 


РФ об авторском праве и смежных правах — в отношении авторских прав на произведения, впервые опубликованные в России, и т.д.).

Таким образом, в России национальный режим применяется в отноше­нии прав иностранцев согласно правилам внутреннего законодательства, хотя в отдельных случаях он может предусматриваться и в соответствии с международными договорами.

§ 7. Взаимность и реторсия

1. Проблема взаимности непосредственно связана с такой объектив­ностью современного мира, как взаимозависимость государств. Наше го­сударство неизменно выступает за укрепление экономических, научно-тех­нических, культурных и иных связей с другими странами, если и они стоят за укрепление деловых связей с Россией. Обе стороны должны стремиться к развитию таких связей на началах равноправия. Равноправие находит свое выражение и во взаимном признании государствами действия их за­конов независимо от принадлежности государства к той или иной общест­венной формации. Без этого сотрудничество между странами невозможно.

В России признаются те права, которые возникают на основе иностран­ного законодательства. Во всех этих случаях следует говорить о взаимное ти в широком смысле слова. Доктрина международного частного права по нимает взаимность и в более узком смысле, а именно, как взаимное предо ставление определенного режима (национального, наибольшего благо приятствования) или каких-либо прав иностранным гражданам и ино странным юридическим лицам.

Сущность взаимности состоит в предоставлении физическим и юриди! ческим лицам иностранного государства определенных прав при условии что физические и юридические лица предоставляющего эти права государ! ства будут пользоваться аналогичными правами в данном иностранном го| сударстве. Вводя оговорку о взаимности в международный договор, rocyi дарство преследует цель обеспечить своим организациям и гражданам границей пользование определенными правами. Поскольку в законода| тельствах государств имеются значительные различия, в отношении вза­имности возникают определенные сложности. Они состоят в следующем. В международном частном праве обычно различают два вида взаимности: «материальную» и «формальную». Термины эти чисто условные. Под «материальной» взаимностью понимается предоставление физическим | юридическим лицам иностранного государства той же суммы конкретнь прав или полномочий, которыми пользуются отечественные граждане данном иностранном государстве. При «формальной» взаимности ино| странным физическим и юридическим лицам предоставляются правомо!


чия, которые вытекают из местного закона; они могут быть поставлены в одинаковое положение с местными гражданами и юридическими лицами.

С одной стороны, в силу принципа «формальной» взаимности ино­странным гражданам в РФ предоставляются права, которыми обладают российские граждане, в том числе и те права, которыми они не пользуются в своем государстве. С другой стороны, иностранцы не могут требовать предоставления им тех прав, которыми они обладают в своем государстве, если предоставление таких прав не предусмотрено российским законода­тельством.

В отношениях России с иностранными государствами во многих случа­ях взаимное предоставление физическим и юридическим лицам прав в оди­наковом объеме невозможно в силу различий в правовом регулировании.

Приведем конкретный пример. В большинстве государств существует право частной собственности на землю. В России право частной собствен­ности на землю хотя и было предусмотрено (в отношении ее граждан в 1990 г.), такое право не предоставляется иностранцам (см. подробнее гл. 4). Значит, «материальная» взаимность, т.е. предоставление иностран­ным гражданам, например гражданам Франции, права собственности в РФ на земельный участок, была бы нарушением правил нашего законодатель­ства. Поэтому французский гражданин может обладать в РФ только таки­ми правами, какие имеют в РФ другие иностранные граждане. Что же ка­сается российского гражданина во Франции, то он должен иметь те права, которые предоставляются во Франции иностранным гражданам. Объем этих прав в России и во Франции может и не совпадать. Речь может идти о предоставлении на началах взаимности либо национального режима, либо режима наибольшего благоприятствования.

Таким образом, взаимность в нашей практике в области международ­ного частного права понимается главным образом как «формальная», а не как «материальная». Таково общее правило. В отдельных случаях, напри­мер, в областях авторского права, налогообложения, возможно в соответ­ствии с международной практикой применение «материальной» взаимнос­ти, что предусматривается в соответствующих законодательных актах. Не следует исключать создание определенного правового режима для хозяй­ственной деятельности иностранных юридических и физических лиц в осо­бых экономических зонах. Но этот режим должен быть определен специ­альным законодательством (см. гл. 5).

2. В связи с взаимностью возникает вопрос о реторсии, т.е. о примене­нии ответных ограничений. Если одно государство принимает меры, нано­сящие неосновательный в порядке дискриминации ущерб интересам друго­го государства или его граждан, то это последнее государство может при­нять ответные ограничительные меры. Целью таких мер является обычно Достижение отмены ограничений, установленных первым государством.



§ 7. Взаимность и реторсия

Глава 3. Общие понятия международного частного права


 


 


Если по отношению к нашему государству, нашим организациям нашим гражданам будет применяться какое-либо ограничение дискримк национного порядка, то в РФ также может быть применена ответная мер ограничительного характера по отношению к гражданам и юридически»! лицам данного государства. В наиболее общей форме этот принцип выраЛ жен в Законе о правовом положении иностранных граждан. Часть 3 ст. 3| этого закона предусматривает, что «в отношении граждан тех государств^ в которых имеются специальные ограничения прав и свобод граждан СССР, Советом Министров СССР могут быть установлены ответные ог* раничения». Статья 162 Основ гражданского законодательства 1991 год предусматривает предоставление прав иностранцам в области граждан ского права, признавая их гражданскую правоспособность без требован!] взаимности, но в то же время в ней говорится следующее: «Правительс вом СССР могут быть установлены ответные ограничения в отношений граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специаль* ные ограничения гражданской правоспособности советских граждан и| юридических лиц».

Применение ответных мер в области внешнеторговой деятельное^ предусмотрено Законом о государственном регулировании внешнеторп) вой деятельности от 13 октября 1995 г. В случае принятия иностраннь государством мер, нарушающих экономические интересы РФ, субъекте] РФ, а также российских лиц, Россия, согласно ст. 34, вправе вводить ветные меры в области внешнеторговой деятельности. Эти меры должны! вводиться в соответствии с общепризнанными нормами международного! права и в пределах, необходимых для эффективной зашиты, в частности, 1 экономических интересов российских лиц, под которыми следует понимать! юридических лиц, созданных в соответствии с российским законодатель-! ством и имеющих место нахождения на территории РФ, а также физичес-1 ких лиц, имеющих постоянное или преимущественное место жительства! на территории РФ и зарегистрированных в качестве индивидуальных пред- ] принимателей. Законом предусмотрено, что специальный раздел ежегод-' ной Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности дол-. жен содержать перечень случаев дискриминации и нарушения обяза-< тельств в отношении российских лиц на рынках отдельных государств, al также перечень принятых или намечаемых ответных мер (ст. 24).

В соответствии с положениями международного права применение or-1 раничительных мер в отношении определенного иностранного государст-' ва (его органов, юридических лиц и граждан) в качестве реторсии (ответ- j ной меры) не может рассматриваться как нарушение принципа недискри-! минации.

Так, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года пред­усматривает, что не является дискриминацией, «если государство пребы­вания применяет какое-либо из положений настоящей Конвенции ограни-J


чительно ввиду ограничительного применения этого положения к его пред­ставительству в аккредитующем государстве» (ст. 47).

Контрольные вопросы

1. Что понимается под коллизионным и материально-правовым методами регули­рования?

2. Что понимается под унификацией материально-правовых норм и каково значе­ние унификации правовых норм в области международного частного права?

3. Какие имеются основные коллизионные привязки?

4. В чем состоит проблема обратной отсылки?

5. Что понимается под оговоркой о публичном порядке?

6. Чем отличается национальный режим от режима наибольшего благоприятство­вания?

7. Какие виды взаимности различаются в международном частном праве?


§ 1. Общие вопросы положения иностранцев