Живопись.

В живописи в первой половине XIX в. господствовал академический классицизм, центром которого была император­ская Академия художеств. Среди представителей академического искусства выделялись своим талантом К.П. Брюллов и Ф. А. Бруни. Картина Брюллова «Последний день Помпеи» произвела большое впечатление на современников. Важнейшим событием в живопи­си стало творчество А.А. Иванова, автора эпической картины «Яв­ление Христа народу».

Мастер портрета О.А.Кипренский представлял романтическое направление в живописи. Обращение А. Г. Венецианова к изобра­жению крестьян ввело в живопись новое содержание.

Полотна П.А. Федотова написаны в реалистическом стиле. В кар­тинах «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» сатирически изображался быт купцов и чиновников.

Началом нового этапа развития русской живописи послужили выставки в Академии художеств в 1860 и 1861гг., и прежде всего картины В. Г. Перова «Приезд станового на следствие» и «Сель­ский крестный ход на Пасхе».

В 1863 г. лучшие выпускники Академии художеств отказались от конкурса на золотую медаль, порвали с Академией и создали художественную артель. Идейным руководителем артели был И. Н.Крамской. Он возглавил Товарищество передвижников.

Высочайших вершин достиг в своем творчестве выдающийся художник И. Е. Репин. Особый успех имела его картина «Бурлаки на Волге». В исторической живописи ведущее место занимали кар­тины В. И. Сурикова. Важнейшие исторические события были изоб­ражены в таких работах художника, как «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы» и др.

В работах художников В. Г. Перова (например, «Тройка»), Н. А. Ярошенко (« Кочегар»), Г.Г. Мясоедова («Земство обедает») и других нашли отражение социальные мотивы. Получил дальнейшее развитие и жанр психологического портрета. Глубоким психоло­гизмом отмечены портреты Крамского. Прекрасны портреты, со­зданные Репиным и Перовым. Ко второй половине XIX в. относит­ся расцвет пейзажной живописи. Картины И. И. Шишкина, И. И. Ле­витана, А. И. Куинджи, А. К Саврасова, В.Д. Поленова, И. К.Айва­зовского принадлежат к числу шедевров мировой живописи.

Театр.

В первой половине XIX в. классицизм и сентиментализм на сцене русского театра также сменились романтизмом. Сцени­ческое истолкование романтической драматургии связано с име­нами трагиков В.А. Каратыгина и П. С. Мочалова.

Выдающимся актером России был М.С. Щепкин, выходец из крепостных. Не надеясь на случайное вдохновение, Щепкин стре­мился найти объективные законы искусства актера, разработав метод сценического творчества, основанный на глубоком обоб­щении жизненных наблюдений. Свои лучшие роли артист сыграл в пьесах по произведениям русской сатирико-обличительной дра­матургии, стремясь к раскрытию характеров, отражающих сущ­ность той или иной социальной группы.

С середины XIX в. ведущее место в репертуаре театров заняли пьесы отечественных авторов, и в первую очередь А. Н. Остров­ского. Главными драматическими театрами были Малый театр в Москве и Александрийский в Петербурге. Появилось большое число театров и в провинции. Но любимым театром оставался Малый театр в Москве. На его сцене выступали выдающиеся актеры: П.М.Са­довский, М.Н. Ермолова, А. П.Ленский, Г. Н. Федотова, С. В. Шумский и др.