Подготовка к восприятию текста. Создание фона восприятия рассказа.
-Ой, ребята, к нам кто-то спешит!
Сюрпризный момент- в гости приходит ребенок из старшей группы, переодетый в лисицу.
- Кто это? (Лисица)
Лисица:Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какая я красивая, какой у меня хвостик пушистый, у меня ушки на макушке! Я лиса- краса. В сказках меня называют лисой Патрикеевной. А еще я бываю лисичка-охотница. Как вы думаете, за кем я охочусь? (за птичками, за мышками)
-Правильно. Зимой я мышкую- ловлю мышей.
3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.
- Послушайте рассказ "Лиса", который написал Евгений Чарушин.
По ходу чтения педагог выставляет картинки.
Лисичка зимой мышкует- мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит - кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей, пушистой охотнице.
Словарная работа.
- Ребята, вы догадались, что означает "мышкует"?
Если дети затрудняются педагог объясняет, что "мышкует" означает ловить мышей.
-А что значит "кинется"? (Быстро побежит)
В случае затруднения педагог объясняет детям семантику слов.
Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.
Дети отвечают полным предложением.
-Что делает лисичка зимой? (Лисичка зимой ловит мышей.)
-Куда встает она? (Лисичка встает на пенек.)
-Зачем она встает? (Чтобы подальше было видно.)
-Что она слушает и смотрит? (Она смотрит и слушает, где пискнет, где шевельнется мышь.)
-Что лиса делает, когда услышит и заметит мышку? (Услышит, заметит и кинется.)
-Чем лиса ловит мышей? (Лиса ловит мышей зубами.)
6. Подвижная игра "Лиса и мыши". Развитие общих речевых навыков, общей моторики, ловкости.
Лисичка (переодетый ребенок) встает и слушает. Дети- мышки садятся на корточки и потихоньку "пищат". По сигналу бубна дети бегут к стульчикам, а лисичка их пытается поймать.
7. Дидактическая игра "Угадай, кто позвал". Различие по тембру максимально сокращенных звукокомплексов.
Водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу "пи-пи" определяет, кто его позвал. Зовет водящего тот ребенок, на которого указывает педагог.
Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти.
- Ребята, я вам сейчас еще раз прочитаю рассказ, а помогут мне схемы.
В процессе чтения взрослый заменяет сюжетные картинки схемами.
9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.
Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.
-Давайте нашей лисичке расскажем про нее рассказ.
Итог.