Легитимность и легальность власти
Термин «легитимность» (legitime) имеет французское происхождении. Он возник в начале 19 века и первоначально отождествлялся с понятием «легальность» (legalite). Его использовали для обозначения законно установленной власти, как антипод насильственно узурпированной. Появление данного термина было связано с необходимостью оправдать восстановление власти династии Бурбонов во Франции. В этом смысле, королевская династия представлялась как законная (легитимная), противопоставляясь, таким образом, «узурпаторской» власти революционного правительства.
В настоящее время термины «легитимность» и «легальность» наделяют различным содержанием. Легитимность определяют как закреплённую в сознании общества законность власти. В свою очередь легальность понимают как юридически зафиксированную законность власти.
Таким образом, и легитимность и легальность используют для обозначения законной власти. Однако если легитимность опирается на общественное признание, то легальность подчёркивает юридические основания законности той или иной власти.
В связи с этим, следует указать, что данные термины не обязательно подразумевают друг друга. Так власть может являться легитимной, но не быть легальной (например, власть первобытного вождя); и наоборот - быть легальной, но не легитимной (таковой, например, была власть императора Николая II в конце февраля - начале марта 1917 года).
Убеждённость населения в законности и справедливости власти может достигаться различными способами. Поэтому в политической науке выделяют различные типы легитимности власти.
Автором «классической» типологии легитимности власти является М. Вебер. Он предложил выделить три идеальных типа господства: традиционный, харизматический, рационально-легальный. Им соответствуют три аналогичных типа легитимности.
Традиционный тип легитимности«опирается на святость давно установившихся порядков и господского управления». Источником легитимности здесь является традиция, авторитет «вечно вчерашнего: авторитет нравов, освящённых исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение». (Примером власти опиравшейся на традиционный тип легитимности, является власть династии Романовых, правившая Россией с 1613 г. по март 1917 г. Каждое последующее поколение подданных признавало эту власть законной, подчинялось ей, потому что так делали предыдущие поколения).
Основу харизматического типа легитимности составляет «авторитет внеобыденного личного дара, полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека». Источником легитимности при данном типе выступает «харизма», т.е «качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одарённая сверхъестественными, сверхчеловеческими… силами и свойствами, недоступными другим людям».
Харизматический тип характеризуется абсолютной легитимностью, поскольку основан на вере населения в исключительные («сверхъестественные») качества политического лидера. В качестве примеров харизматических лидеров М. Вебер приводил различных религиозных деятелей: Моисея, Давида, Будду, Мухаммеда. Вместе с этим, наряду с ними, к харизматическим фигурам можно отнести и различных светских политических лидеров: Наполеона, Де Голля, Ленина, Сталина и др.
Рационально-легальная легитимностьосновывается на вере участников политической жизни в справедливость существующих в обществе правил и механизмов формирования власти. Мотивом подчинения здесь является рационально осознанный интерес избирателей, который проявляется в голосовании за того или иного кандидата. В качестве особенности данного типа М. Вебер называл «господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления …и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами». Примером рационально-легального типа легитимности является легитимность власти современных демократических лидеров в различных странах мира.
Следует указать, что в политической практике названные идеальные типы легитимности не существуют. Они перемешиваются в «разных прпорциях», взаимно дополняют друг друга. В силу этого правомернее говорит о смешенном типе легитимности. Так, например власть нынешнего российского Президента - Д. А. Медведева основывается как минимум на двух типах легитимности: традиционном и рационально-легальном. Во-первых, Д. А. Медведев является, по сути, преемником В. В. Путина, призванным продолжить политическую традицию и экономический курс последнего. Во-вторых, свои полномочия Д. А. Медведев приобрёл путём участия в, организованных в соответствии с законодательством, выборах. Что же касается харизмы, то в настоящее время Д. А. Медведев ей не обладает. Однако при помощи СМИ (и в первую очередь телевидения) идёт процесс её активного формирования