Технология творческого поиска.

 

Поиск вариантов решения может быть осуществлен как посредством «метода» проб и ошибок, когда пробы делаются хаотически, бессистемно (так сказать «метод тыка»), так и посредством метода последовательных приближений, когда каждая последующая проба уточняет предыдущий вариант, приближая к оптимальному решению. Последний вариант более рационален.

Наглядное представление о возможных вариантах решения можно получить представив поле поиска в виде дерева целей-средств.

На рис.5 приведен пример такого дерева для задачи «Уменьшить время доставки товара потребителю». В вершине дерева общая цель. От вер­шины ветвятся возможные пути достижения этой цели. Каждая фор­мулировка описывает средство для предыдущего уровня и цель для последующего. На самом нижнем уровне дерева «висят» ре­шения, описывающие конкретные технические средства.

На дерево могут быть нанесены ограничения (например, запретить менять транспортное средство и улучшать качество дороги), при этом получается множество возможных решений в рамках принятых ограничений.

Барьером на пути к решению является то, что как правило, человек, решающий задачу, за отдельными «веточ­ками» не видит дерева. Обычно задача осознается на нижних уровнях дерева. Например для сыпучего товара «Изменить скорость зашивки мешков».

Человеческому мышлению присущи стереотипы, в которых за­креплено все часто повторявшееся в прошлом опыте. Стереоти­пы эти навязывают человеку психологические ограничения, резко сужающие поле поиска вокруг исходной задачи. В результате варианты представляют собой небольшие видоизменения известных технических решений.

Если истинные ограничения не шире психологических, успех при традиционном подходе, базирующемся только на способнос­тях человека, обеспечен. Однако для решений высокого уровня, дающих наибольший эффект, характерны более радикальные изменения по сравнению с известными средствами. Выход на та­кое решение требует пересмотра и обобщения задачи. Необходим переход на другие, крупные и отдаленные ветви дерева в рам­ках истинных ограничений, которые значительно шире психоло­гических. В этой ситуации психологические ограничения стано­вятся ложными, а порождающая их психологическая инерция является препятствием для необходимого расширения поля по­иска.

Именно на борьбу с психологической инерцией нацелены эв­ристические приемы и методы, целью которых является расширение поля поиска.

Эвристические методы, взламывающие психологический барь­ер, задачу свою выполняют достаточно успешно. С их помощью можно получить от нескольких десятков до сотен тысяч вариантов решения. Но следует учесть, что, как только возникает необходи­мость одновременного рассмотрения более 7—10 вариантов, чело­век испытывает психологический дискомфорт. Поэтому расши­рение поля поиска должно быть минимальным и в то же время должно перекрывать район оптимального решения. Такой поиск называется направленным. Он наиболее рационален, экономичен и эффективен. Реализовать направленный поиск можно путем ступенчатого расширения и сужения поля поиска по уровням дере­ва целей — средств при движении от цели (вершины) к вариантам средств (рис. 6,в). При этом нет необходимости строить все дерево.

Чтобы поиск был направленным, надо уметь сформировать поисковые ограничения, выводящие в район предпочтительного решения. В свою очередь возможность создания поисковых огра­ничений связана с сущностью наших представлений о новом решении.

Выше изложенная технология может использоваться в любых областях человеческой деятельности: технике, организа­ции, рекламе и т.д.