Технология творческого поиска.
Поиск вариантов решения может быть осуществлен как посредством «метода» проб и ошибок, когда пробы делаются хаотически, бессистемно (так сказать «метод тыка»), так и посредством метода последовательных приближений, когда каждая последующая проба уточняет предыдущий вариант, приближая к оптимальному решению. Последний вариант более рационален.
Наглядное представление о возможных вариантах решения можно получить представив поле поиска в виде дерева целей-средств.
На рис.5 приведен пример такого дерева для задачи «Уменьшить время доставки товара потребителю». В вершине дерева общая цель. От вершины ветвятся возможные пути достижения этой цели. Каждая формулировка описывает средство для предыдущего уровня и цель для последующего. На самом нижнем уровне дерева «висят» решения, описывающие конкретные технические средства.
На дерево могут быть нанесены ограничения (например, запретить менять транспортное средство и улучшать качество дороги), при этом получается множество возможных решений в рамках принятых ограничений.
Барьером на пути к решению является то, что как правило, человек, решающий задачу, за отдельными «веточками» не видит дерева. Обычно задача осознается на нижних уровнях дерева. Например для сыпучего товара «Изменить скорость зашивки мешков».
Человеческому мышлению присущи стереотипы, в которых закреплено все часто повторявшееся в прошлом опыте. Стереотипы эти навязывают человеку психологические ограничения, резко сужающие поле поиска вокруг исходной задачи. В результате варианты представляют собой небольшие видоизменения известных технических решений.
Если истинные ограничения не шире психологических, успех при традиционном подходе, базирующемся только на способностях человека, обеспечен. Однако для решений высокого уровня, дающих наибольший эффект, характерны более радикальные изменения по сравнению с известными средствами. Выход на такое решение требует пересмотра и обобщения задачи. Необходим переход на другие, крупные и отдаленные ветви дерева в рамках истинных ограничений, которые значительно шире психологических. В этой ситуации психологические ограничения становятся ложными, а порождающая их психологическая инерция является препятствием для необходимого расширения поля поиска.
Именно на борьбу с психологической инерцией нацелены эвристические приемы и методы, целью которых является расширение поля поиска.
Эвристические методы, взламывающие психологический барьер, задачу свою выполняют достаточно успешно. С их помощью можно получить от нескольких десятков до сотен тысяч вариантов решения. Но следует учесть, что, как только возникает необходимость одновременного рассмотрения более 7—10 вариантов, человек испытывает психологический дискомфорт. Поэтому расширение поля поиска должно быть минимальным и в то же время должно перекрывать район оптимального решения. Такой поиск называется направленным. Он наиболее рационален, экономичен и эффективен. Реализовать направленный поиск можно путем ступенчатого расширения и сужения поля поиска по уровням дерева целей — средств при движении от цели (вершины) к вариантам средств (рис. 6,в). При этом нет необходимости строить все дерево.
Чтобы поиск был направленным, надо уметь сформировать поисковые ограничения, выводящие в район предпочтительного решения. В свою очередь возможность создания поисковых ограничений связана с сущностью наших представлений о новом решении.
Выше изложенная технология может использоваться в любых областях человеческой деятельности: технике, организации, рекламе и т.д.