II.Проблемы бытия и сознания в философии.

Основные категории: бытие, окружающая среда, природа, материя, формы бытия, формы движения материи, сознание, бессознательное, самосознание, рефлексия.

Т е м а 2.1. Бытие как философская категория.

Формы бытия, а значит и формы реальности различны. Выделяются следующие различающиеся и взаимосвязанные формы бытия:

1.Бытие вещей(тел) и процессов, которое делится на бытие, процессов,

состояний природы, состояний природы, произведенных человеком.

2.Бытие человека, которое подразделяется на

-бытие человека в мире вещей и

-специфически человеческое бытие.

3.Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное) духовное.

4.Бытие общества.

Первая природа – объективная и первичная реальность. В том смысле, что человек и его дух рождаются благодаря непреходящей природе и уже после того, как природа Земли миллиарды лет существовала без человека.

Огромные пространства Вселенной до возникновения человека, судя по всему, никем никогда не воспринимались и человек не может охватить их не только восприятием, но даже воображением и мыслью. Это огромный универсум.

Природа объективная реально и первична даже в том смысле, что без неё невозможны жизнь и деятельность человека.

Вторая природа строго зависит от первой – от природы как таковой, от её вещей, процессов, закономерностей, существующих до, вне и независимо от человека. По типу, форме своего бытия «вторая природа» сходна с первой, из которой она рождается.

В чём же состоит отличие «второй природы» от первой? С одной стороны, воплощённый в ней материал первой природы есть объективная и первичная реальность, развивающаяся по законам, независимым от человека и человечества. С другой стороны, в предметах второй природы воплощены труди знания человека.

Все предметы второй природы предназначены выполнять определённые функции в жизни людей и удовлетворять определённые социальные человеческие потребности.

Однако специфика бытия предметов «второй природы» и её как целого состоит в том, что бытие «второй природы» как целого состоит в том, что это совершенно новая по сравнению с первой природой комплексная (природно-духовно-социальная) реальность.

Главное отличие в том, что бытие «второй природы» по своему существу есть социально-историческое, или цивилизованное бытие. Вещи «второй природы» , живя природной жизнью, проживают и другую свою жизнь: они обретают особое место в бытии человеческой цивилизации.

Долгое время люди не осознавали достаточно чётко, что между первой и второй природой возможны отношения не только взаимосвязи, согласованности, но и конфликтно противостояния. Сегодня это конфликт в виде экологических, энергетических и т.д. проблем.

 

2.2. Проблема сознания

Центральным философским вопросом всегда был и остаётся вопрос от отношении сознания к бытию. Сознание – свойство высокоорганизованной материи.

Сознание возникает и развивается только в совместной деятельности людей и

в процессе их труда и общения. Духовное – это единство многообразного, которое охватывает процессы сознания и бессознательного (тоже многообразного по конкретным формам своего существования и проявления).

К духовным продуктам и процессам принадлежат также нормы, принципы человеческого общения, включая нормы и критерии нравственности, права и художественного творчества.

Имея в виду именно различия в формах бытия, духовное модно условно разделить на 2 больших подхода – -на духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивидов (индивидуализированное духовное), и на то, которое может существовать и часто существует и в не индивидов, или, говоря иначе, объективируется (внеиндивидуальное – это объективированное духовное).

Особую роль в духовном играют духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности, такие, скажем, как красота, справедливость, истина. Они существуют в виде и индивидуального и объективированного духовного.

Сознание - это специфически человеческая форма регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности и как носителя особых свойств взаимодействия с окружающим миром, включая управление им.

Сознание существует как невидимый и необратимый поток быстро меняющихся побуждений, впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, а также как совокупность более стабильных идей, убеждений, ценностей, установок, стереотипов и т.д.

Несмотря на кажущуюся хрупкость, хаотичность, существование потока сознания отмечено определённым порядком, связностью, единством устойчивостью и всеобщностью структур.

Специфика существования сознания –

1) в исключительной подвижности его процессов,

2) в том, что их непосредственное бытие скрыто от любого внешнего наблюдения.

Восстанавливать, реконструировать поток сознания в индивидуальной полноте и неповторимости люди пока не научились. «Извлекаются» из потока сознания и фиксируются лишь отдельные его элементы (феномены), которые предстают как чисто субъективные впечатления или как объективно значимые результаты. Однако люди учатся наблюдать за тем, что происходит с их сознанием и обсуждать мысли, чувства, состояния своего сознания с другими людьми. На этом основывается человеческое общение.

Сознание возникает и развивается в специфически человеческом способе бытия. Таким способом является практика, практически-преобразовательное отношение к действительности – окружающей природе, социальной среде и к самому человеку, формам его жизнедеятельности.

 

2.3. Основные формы и методы познания.

Суть познавательного отношения человека к миру заключается в выработке адекватного воспроизведения действительности, без которого невозможна реальная ориентация человека в мире и успешное преобразование этого мира.

Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это воспроизведение, отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к миру. Возможность адекватного воспроизведения реальности выступает как мировоззренческая проблема.

Знания – важнейшее средство преобразования действительности. Они представляют собой динамическую, быстроразвивающуюся систему.

Знание направлено на выявление отношений между свойствами предметов и

между самими предметами и процессами. Знание возникает, функционирует и совершенствуется в процессе активной практической деятельности человека. Знания включены в систему деятельности и сами выступают в качестве особых форм, на основе которых формируются процедуры деятельности.

Наука- это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.

Современная наука выполняет 3 группы социальных функций:

1.Культурно-мировоззренческая функция.

2.Функция науки как непосредственной производительной силы общества.

3.Функции науки как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы всё шире используются при решении самых разнообразных проблем, возникающих в ходе общественного развития.

Наука ориентируется прежде всего на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально, как возможные объекты её будущего освоения), и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития. Но наука стремится и к тому, чтобы создать задел знаний для будущих форм практического изменения мира.

Методология – философское учение о методах познания и преобразования действительности. Методология научного познания позволяет выяснить подлинную философскую основу научного познания и создать условия для разработки новой ещё более эффективной методики дальнейших научных исследований во всех областях знания.

Методнаучного познания - это средство познания, способ воспроизведения действительности в нашем сознании, т.е. система принципов и правил практической и теоретической деятельности.

Методы научного познания:

I. Философские методы,среди которых важную роль играет

диалектика, метафизика, феноменология, герменевтика и др.