Анализ состава, структуры и динамики внешних обязательств организации.

Коммерческая организация – юридическое лицо, которое привлекает капитал для осуществления своей деятельности и обеспечивает его прирост за счет получаемой чистой прибыли. Получаемый доход организации – это комплексный процесс со своим обустройством, оборудованием, материалами, денежными средствами, структурой, кадрами, договорными отношениями и т. д.

Иски кредиторов по обязательствам рассматриваются арбитражным судом. Обязательства организации подразделяются на внешние и внутренние.

Внешние – обязательства перед:

· фискальной системой (налоги, штрафы, пени перед бюджетом, платежами в Пенсионный Фонд, фонд социального страхования и т.д.);

· финансово-кредитной системой (перед банками и финансовыми компаниями), если организация взяла ссуду или заем;

· кредиторами за энергоресурсы и поставленные ими товары или услуги.

Внутренние – обязательства перед своими работниками и акционерами (оплата труда, премии, дивиденды и т.д.).

Внешние и внутренние обязательства имеют сроки исполнения. Если сроки нарушаются, то у партнеров появляются риски. Если должник не может исполнить свои обязательства, то по законодательству кредиторы имеют право требовать от должника исполнения обязательств и возмещения убытков.

Если организация испытывает хронический дефицит или кризис финансовых возможностей для исполнения своих обязательств, то возникает вопрос, платежеспособна ли организация. Неплатежеспособность это переменная характеристика с градациями от эпизодической до устойчивой и хронической, и, в конце концов, кризисной.

Устойчивая неплатежеспособность означает, что организация:

· поглощает ресурсы или средства кредиторов;

· формирует недоимки по налогам и обязательным платежам;

· ухудшает свое финансовое положение за счет выплат штрафов, пени и т.д.

В конечном итоге неплатежеспособная организация ставит кредиторов в состояние выбора: с одной стороны – дать этой организации некий контролируемый шанс для преодоления внутреннего дефицита (финансового кризиса), а с другой – выставить требования о ликвидации предприятия и продаже ее имущества, чтобы частично или полностью удовлетворить свои требования.

Перед самой организацией так же стоит выбор: с одной стороны – оценить собственное кризисное состояние и поставить вопрос о диалоге с кредиторами, а с другой – объявить о собственной ликвидации. Для этого необходимо предусмотреть комплекс мер по восстановлению платежеспособности. Очень важно обозначить причины потери платежеспособности организации.

Неплатежеспособность предприятия как тенденция прямо пропорциональна объему обязательств и обратно пропорцио­нальна величине среднедневной выручки. Чем меньше выручка, тем выше неплатежеспособность.

Если за определенный период темпы роста обязательств были выше темпов роста выручки, топредприятие переместилось в на­правлении роста неплатежеспособности. Причинами неплатежеспособности явля­ются факторы, влияющие на:

· снижение или недостаточный рост выручки;

· опережающий рост обязательств.

Наиболее частые причины снижения выручки:

· затоваривание;

· невозврат платежей за отгруженную продукцию;

· ограничение доступа на рынок путем ввода запретов, квот, таможенных барьеров и т.п.

Причины опережающего роста обязательств:

· предприятие осуществляет неэффективные долгосрочные фи­нансовые вложения (капиталовложения), которые не сопро­вождаются соответствующим ростом выручки;

· предприятие загружает производство избыточными (нерабо­тающими) запасами, которые не увеличивают объемы произ­водства и выручки;

· предприятие наращивает средства в расчетах (сумма раздела III активов баланса), которые практически не имеют отноше­ния к выручке;

· предприятие несет убытки.

Такой набор общих причин неплатежеспособности характерен для всех предприятий, испытывающих трудности своевременного расчета по своим обязательствам, независимо от страны производ­ства и рынка.

Указанные причины могут быть сведены в самом общем виде к двум основным:

· отставание от запросов рынка (по ассортименту, цене, каче­ству и т.д.), что негативно отражается на выручке;

· неудовлетворительное финансовое руководство предприяти­ем, когда оно избыточно отягощается обязательствами, что негативно отражается на приросте массы обязательств.