Основополагающий материал.
И.П.Павлов показал, что в то время, как в нижележащих отделах ЦНС (подкорковых ядрах, мозговом стволе, спинном мозге), рефлекторные реакции осуществляются врожденными, наследственно закрепленными нервными путями, в коре большого мозга нервные связи вырабатываются заново в процессе индивидуальной жизни животных и человека в результате сочетания бесчисленных, действующих на организм и воспринимаемых корой раздражений.
Открытие этого факта позволило разделить всю совокупность рефлекторных реакций, происходящих в организме, на две основные группы – безусловные и условные рефлексы.
Безусловные рефлексы – генетически закрепленные стереотипные реакции организма на внешние и внутренние раздражители с участием ЦНС.
Безусловные рефлексы (БР) разделены на три группы: простые, сложные и сложнейшие (инстинкты) рефлексы.
К простым БР относятся рефлексы осуществляющиеся с уровня спинного и стволовой части головного мозга. Они, в свою очередь, могут быть очень простыми моносинаптическими (сухожильные рефлексы) и более сложные полисинаптические (шагания, слюноотделения и пр.).
К сложным БР относятся ориентировочно-исследовательские реакции – зрительные, слуховые, обонятельные и др. Это рефлексы на новизну, они выражаются в настораживании, прислушивании, повороте головы и глаз, а иногда и всего тела в сторону раздражителя. Они являются начальным этапом в формировании условного рефлекса.
К сложнейшим БР относятся инстинкты. Инстинкт – это комплекс БР, которые носят цепной характер, т.е. конец одного рефлекса является началом для другого. П.В.Симонов выделяет три класса сложнейших рефлексов: витальные (пищевой, питьевой, оборонительный, регуляции сна и бодрствования, экономии сил и пр.), ролевые (половой, родительский, эмоционального резонанса, территориальный и иерархический), саморазвития (исследовательский, имитационный, игровой, преодоления сопротивления).
Условные рефлексы составляют определенный фонд «знаний», индивидуального опыта животных и человека. Они формируются при определенных условиях индивидуальной жизни организма и исчезают при отсутствии соответствующих условий, отличаясь тем самым от врожденных форм приспособления.
Таблица 1