ВЛАДИКАВКАЗ 2011г.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Двигательная активность и гигиена физического воспитания детей
методическое пособие
для самостоятельной работы по гигиене детей и подростков
для студентов педиатрического факультета
ВЛАДИКАВКАЗ 2011г.
Авторы:
Рецензент:
Утверждена ЦКМС Северо-Осетинской государственной медицинской академии
2011 г. Протокол №
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
· биологическая потребность детей и подростков в движениях, основы нормирования двигательной активности;
· оздоровительная роль физического воспитания и гигиенические принципы его организации в образовательных учреждениях;
· особенности реакции организма подростка на физическую нагрузку;
· основы закаливания и его физиологическая сущность;
· принципы закаливания, методы оценки эффективности проведения закаливающих процедур.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
· провести гигиеническую оценку физического воспитания в образовательной школе и условий проведения урока физической культуры с использованием хронометражных наблюдений;
· оценить правильность дозирования нагрузки для детей основной, подготовительной и специальной групп на основе использования исследований частоты пульса, дыхания, артериального давления;
· оценить эффективность закаливающих процедур, проводимых в образовательных учреждениях.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература:
1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений. М. Медицина, 2001 год. Гл. 4, С. 157-176
2. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков. Руководство к практическим занятиям для студентов высших медицинских заведений (под ред. В.Р. Кучмы). М., ВУНМЦ, 1999.
3. Санитарное законодательство России. М., ФЦГСЭН РФ, 1999.
Дополнительная литература:
1. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000.
2. Гигиена детей и подростков. Руководство для санитарных врачей. Под ред. Г.Н. Сердюковской и А.Г. Сухарева. – М.: Медицина, 1986.
3. Физиология детей и подростков (под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной) М., 2000.
4. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р.Кеттела. – М. 1995.
5. Люшер М. Цвет вашего характера. – М 1997.
6. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д.Векслера. – М. 1973.
Нормативные документы:
1. МР № 08-14/3 от 22.04.82 от 22.04.82. Методические рекомендации «Контроль за развитием и состоянием здоровья детей раннего и дошкольного возраста».
2. № 11-14/4-6 от 25.01.84. Методические указания «Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов».
3. № 01-19/31-17 от 17.03.86. Методические рекомендации «Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье».
4. № 08-14/4 от 27.04.82. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах.