Хар-ка психологического здоровья ребенка.
Один из самых интересных и замечательных периодов в развитии ребенка – это дошкольное детство (примерно от 3 до 6 лет), когда фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка.
Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают зани-мать мышление и память ребенка. Теперь он может не только ориентироваться и действовать в плане конкрет-ных сиюминутных стимулов, но и устанавливать связи между общими понятиями и представлениями, которые не были получены в его непосредственном опыте. Таким образом, мышление ребенка отрывается от чисто наглядной основы, т.е. переходит от наглядно-действен-ного к наглядно-образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности - игровой, изобразительной, конст-руктивной.
С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и регулирования деятельности ребенка, все больше обогащается словар-ный запас и грамматический строй речи. Теперь ребенок способен не только прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное желание, но и заду-маться, и по рассуждать о природе, других людях, са-мом себе и своем месте в мире. Таким образом, с разви-тием памяти, мышления, речи неразрывно связано появ-ление мировоззрения и самосознания ребенка- дошколь.
Вот далеко не полный список тех изменений и новооб-разований, которые происходят в дошкольном возрасте. Необходимо обратить внимание на ту роль, которую играет взрослый на всем протяжении развития ребенка. Переоценить значение взрослого и, главное, общения со взрослыми для психологического развития и здоровья ребенка трудно. Именно с близким взрослым (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и пости-гать сложную систему человеческих взаимоотношений. Истории известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной сфере.
Доказано, что такие дети во многом отстают от своих сверстников как в физическом, интеллектуальном, так и в эмоциональном развитии: они позже начинают сидеть, ходить, говорить, их игры бедны и однообразны и часто ограничиваются простой манипуляцией с предметом.
В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вни-манием и заботой взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в т.ч. неврозов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, т.е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений.
30.Регулирование физической нагрузки.
Физическая нагрузка- величина воздействия одного упражнения или занятия в целом на человеческий организм.
Физическая нагрузка хар-ся изменением функциональных показателей деятельности организма. Одним из таких показателей явл пульс. По изменению частоты пульса можно проследить физическую нагрузку, кот дети испытывают в процессе занятий. В вводной части число ударов пульса увеличивается на 10-15%, в основной части- на 30-40%, в заключительной уменьшается, приближается к исходной величине. Период максимальной физической нагрузки приходится на конец основной части занятия, при проведении подвижной игры.
Физическую нагрузку можно повысить также включением более сложных упражнений, изменением исходных положений, увеличением темпа, амплитуды движений, длины дистанции, массы предметов, количества повторений. Она зависит от способа организации детей, метода проведения физических упражнений, а также от рельефа местности и характера грунта.
Задача воспитателя- обеспечить оптимальный объем физической нагрузки на занятия и вместе с тем создать условия для восприятия указаний и показа и осмысливания детьми упражнений. Следует избегать долгого ожидания детьми очереди для выполнения упражнений, сократить время на подготовку инвентаря. При дозировке физической нагрузки нужно учитывать возможности каждого ребенка.