Хар-ка методов обучения дошкольников физическим упражнениям.

Практические методы применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений.

Повторение упражнений. Вначале, чтобы создать мышечные ощущения, целесообразно повторять упраж-нения без изменения и в целом. На фоне такого целост-ного выполнения идет освоение элементов техники. После того как дети в основном освоили физическое упражнение, следует увеличивать расстояние, массу пособий, а также изменять условия (помещение, учас-ток, лес и т. д.). С целью закрепления двигательных навыков упражнения следует проводить и игровой и соревновательной формах.

Проведение упражнений в игровой форме. Этот метод применяется для закрепления двигательных навыков и развития физических качеств в изменяющихся условиях.

Игровая деятельность носит комплексный характер и строится на сочетании различных двигательных дейст-вий (бег, прыжки и пр.). Выполнение движений в игро-вой форме приводит к динамичности сформировавших-ся двигательных стереотипов.

Проведение упражнений в соревновательной форме. При выполнении физических упражнений соревнова-тельной форме возникает особый физиологический и эмоциональный фон, что усиливает воздействие упраж-нений на организм, способствует проявлению макси-мальных функциональных возможностей и психических сил. Соревновательный метод повышает интерес к физическим упражнениям, содействует лучшему их выполнению. Соревновательный метод применяется в том случае, когда дети хорошо освоили движения. Словесные методы: относятся название упражнения, описание, объяснения, указания, распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседа и др.

С помощью слова детям сообщают знания, дают задания, повышают интерес к их выполнению, анализируют и оценивают достигнутые результаты.

Название упражнения. Многие физические упражне-ния имеют условные названия, которые в известной мере отражают характер движения, например: «растяги-вание резинки», «накачивание насоса», «паровоз», «гуси шипят» и т. д. Воспитатель, показывая и объясняя упражнение, одновременно указывает, на какое действие оно похоже, и называет его. После того как упражнение будет в основном освоено, воспитатель только называет его.

Описание ― это подробное и последовательное изложе-ние особенностей техники выполнения разучиваемого движения. Описание, необходимое для создания общего представления о движении, используется обычно при обучении детей старшего дошкольного возраста.

Объяснение используется при разучивании упражнений. Объяснение должно быть кратким, точным, понятным, образным, эмоциональным. Содержание объяснений изменяется в зависимости от конкретных задач обуче-ния, подготовленности детей, их возрастных и индиви-дуальных особенностей.

Пояснения применяются с целью направить на что-то внимание или углубить восприятие детей, подчеркнуть те или иные стороны разучиваемого движения. Поясне-ние сопровождает показ или выполнение физических упражнений. Слово в данном случае играет дополни--тельную роль.

Указания. При разучивании движений, закреплении двигательных навыков и умений слово применяется и в виде коротких указаний, которые могут быть использо-ваны для уточнения задания; напоминания, как действо-вать; для предупреждения и исправления ошибок у детей; оценки выполнения упражнений (одобрение и неодобрение); поощрения.

Команды. Распоряжения. Под командой понимается произносимый воспитателем устный приказ, который имеет определенную форму и точное содержание («Смирно!», «Кругом!» и т. д.). Эта форма речевого воздействия отличается наибольшей лаконичностью и повелительным тоном. Важно научиться правильно подавать команду, т. е. умело акцентировать слова, варьировать силу и интонацию голоса.

Распоряжения отличаются от команды тем, что их формулирует сам воспитатель («К окну ― поворот!»). Но подаются они также в повелительной форме.

Вопросы к детям побуждают к наблюдательности, активизируют мышление и речь, помогают уточнить представления о движении, вызывают интерес к ним.

В начале занятия целесообразно, например, спросить у детей, кто умеет выполнять данное упражнение, кто помнит правила подвижной игры. В процессе занятия можно спросить, правильно ли выполняются упражне-ния. Эти вопросы помогают замечать ошибки.

Беседа. Чаще всего она имеет вопросно-ответную форму. Беседа помогает воспитателю выяснить интере-сы детей, их знания, степень усвоения движений, правил подвижной игры; детям же ― осознать, осмыслить свой чувственный опыт. Кроме того, беседа способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений.

Наглядные методы: относятся показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы, кинофильмы), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, помощи.

Показ физических упражнений. При показе у детей через органы прения создается зрительное представле-ние о физических упражнениях. Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями. Упражне-ние демонстрируется несколько раз.

Использование наглядных пособий. Для уточнения техники физических упражнений используются наглядные пособия в виде плоскостных изображений (картины, рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы), а также кинофильмы.

Имитация. Подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям.

Зрительные ориентиры (предметы, разметка пола) побуждают детей к деятельности, помогают им уточ-нить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, а также спо-собствуют более энергичному выполнению упражнений.

Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, для фиксирования правильного выполнения упражнения (подлезая под веревку, к которой прикреплен колокольчик, ребенок, чтобы не задеть его, наклоняется ниже). В качестве звуковых ориентиров используются музыкальные аккорды, удары в бубен и барабан, хлопки в ладоши и пр.