Основные понятия теории и методики физического воспитания дошкольников.
В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия: физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная активность, двигательная деятельность, спорт.
Физическое развитие— процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивиду-альной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них пси-хофизических качеств. Понятие «физическое развитие» в более узком значении обозначает совокупность неко-торых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и био-метрических измерений (показатели роста, веса, окруж-ности груди, жизненной емкости легких; состояние осанки; изгибов позвоночника; измерение свода стопы; динамометрия; становая сила и другие).
В более широком смысле слова физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т.д.).
Физическое совершенство— исторически обусловлен-ный уровень физического развития. Оно является результатом полноценного использования физической культуры. Под физическим совершенством подразуме-вается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности.
Физическая культура— часть общей культуры общест-ва, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способ-ностей человека; совокупность материальных и духов-ных ценностей общества в области физического совер-шенствования человека. Отличительной особенностью любой культуры является творческое начало. Физическая культура направлена на «окультуривание» тела, его оздоровление. Давно известно, что в здоровом теле здоровый дух. Поэтому важно, формируя культуру тела, одновременно гармонически развивать личность ребенка, стимулировать раскованность и свободу его движений, активизировать творчество. Физическая культура — широкое понятие, тесно связанное с физическим воспитанием.
Физическое воспитание— педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Физическое воспитание способствует гармоничному развитию личности ребенка.
Физическая подготовленность— соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.
Физическое образование— овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка.
Физические упражнения— специальные движения, а также сложные виды деятельности ребенка, применяе-мые в качестве средств физического воспитания. Они используются для совершенствования жизненно необхо-димых двигательных навыков и содействия духовному развитию ребенка. Термин «упражнение» обозначает неоднократные повторения Двигательного действия.
Двигательная деятельность— деятельность, характери-зующая активность двигательного аппарата ребенка.
Двигательная активность— это основа индивидуаль-ного развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобре-таем, расходуя.
Спорт — составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений.
6. Структура и содержание физкультурного занятия.
Физические упражнения в занятии располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиоло-гическими и психологическими закономерностями работоспособности организма.
При выполнении физических упражнений работоспо-собность человека возрастает постепенно. Затем она держится некоторое время на оптимальном уровне, после этого начиняет снижаться. Поэтому к выполне-нию сложных упражнений (большой интенсивности и повышенной скорости бег, прыжки, метание и др.) нужно подготовить все органы и системы организма (костная, мышечная, сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная). В противном случае возможны травмы (растя-жение, разрыв связок, мышц), а также нарушение функ-ции систем организма, в том числе нервной. В свою очередь недостаточная подготовка нервной системы может повлиять на процесс восприятия и усвоения упражнений, на качество их выполнения.
Важно построить физкультурное занятие таким обра-зом, чтобы обеспечить предварительную физическую и психологическую подготовку детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются основные задачи. Исходя из этого, в физкультурном занятии выделяют основную и заклюю-чительную части. Каждая часть решает определенные задачи, в соответствии с которыми подбираются и чередуются упражнения, продумывается методика их проведения.
Вводная часть решает психологическую задачу: орга-низовать детей, собрать и активизировать внимание у детей, вызвать у них интерес к занятию, создать бодрое настроение. Для этого используются строевые упражне-ния, различные виды ходьбы и бега, прыжки на двух и одной ноге на месте и с продвижением, упражнения и игры на внимание, элементы танцев и плясок. В этой части занятия обеспечивается общая (обеспечивается обще-развивающими упражнениями, воздействующими на все группы мышц) и специальная подготовка (на-правлена на «разогревание» тех мышц, связок, суставов, которые участвуют в первом упражнении, проводимом в основной части занятия) организма к выполнению более сложных упражнений, которые планируются в основной части занятия, и к повышенной физической нагрузке.
В основной части занятия формируются двигательные навыки и умения, развиваются физические качества. Содержание этой части занятия составляют основные движения (бег, прыжки, метание, лазанье и др.), игры большой подвижности, игры-эстафеты, а также в некоторых случаях элементы танцев, плясок. Когда в основную часть занятия вводят несколько наиболее сложных движений, то перед каждым из них дают подготовительные, подводящие упражнения.
После основной части следует заключительная. Ее назначение снизить физическую нагрузку, привести организм ребенка в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение, и подвести итоги занятия. Для решения этих задач используются ходьба, бег в среднем темпе, элементы танцев, общеразвиваю-щие упражнения для плечевого пояса, подвижные игры спокойного характера («Найди предмет», «Найди, где спрятано» и др.).
Количество частей в каждом занятии и их последова-тельность остаются неизменными во всех возрастных группах. Все части занятия взаимосвязаны; содержание вводной и заключительной в большей мере зависит от задач основной части.
В физкультурные занятия нецелесообразно часто включать такие упражнения, которые требуют пооче-редного выполнения, длительного ожидания очереди, индивидуальной страховки (лазанье по гимнастической стенке и др.); не оказывают большого физиологического воздействия на организм ребенка и малоэффективны для развития мышц (бросание вверх мяча и ловля его, ходь-ба по гимнастической скамейке); сложны по организа-ции и проведению в помещении (прыжки через длин-ную и короткую .закалки). Эти упражнения лучше разучивать с детьми на индивидуальных занятиях или подгруппами.