Организация кружковой работы.
Для организации и проведения внеклассной работы по физической культуре и спорту в восьмилетних и средних школах создается коллектив физической культуры, а в начальных классах кружки физической культуры. Руководство коллективом физической культуры возлагается на совет коллектива и на учителя физической культуры, а кружком — на одного из учителей начальных классов. Кроме того, в каждом классе избираются физкультурные организаторы.
Основными формами внеклассной работы по физической культуре и спорту являются занятия в секциях и кружках, спортивные соревнования, прогулки, туристские походы, а также праздники физической культуры и спорта.
Содержание занятий в секциях и кружках в начальных классах могут составлять упражнении из учебной программы, подвижные игры, катание на лыжах и коньках и другие простейшие известные детям упражнения. Спортивные соревнования среди младших школьников обычно проводят также по знакомым детям подвижным играм и но другим упражнениям учебной программы, не вызывающим у школьников чрезмерных физических напряжений.
20. ЗАКАЛИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СОЧЕТАНИИ С ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
В дошкольных учреждениях в целях закаливания детей используются воздушные и солнечные ванны, водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание).
Комплексное применение природных факторов выраба-тывает у детей стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды (влажный воздух, дождь, ветер, перегревание).
В процессе закаливания происходит глубокая пере-стройка организма, и если ребенок активен, она осу-ществляется естественно и просто.Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ребенка физическими упражнениями и играми вызывают эмоциональный подъем, повышают функции высших нервных центров, благотворно воздействуют на вегета-тивную нервную систему, регулирующую работу внутренних органов и обмен веществ.
Процесс закаливания многообразен: с одной стороны, он включает специальные мероприятия по назначению врача (воздушные, водные, солнечные ванны), с другой — определенные условия в связи с установленным режимом дня (регулярное проветривание помещения, соответствующая одежда и обувь, соблюдение установленной длительности прогулок и режима двигатель-ной активности детей, сон на веранде с открытыми окнами).
Закаливающие процедуры проводятся начиная с первого года жизни: определены виды закаливания, время их проведения, продолжительность; необходим индивиду-альный подход в соответствии f рекомендациями врача. Основные средства закаливания, применяемые в дошкольных учреждениях.
1. Воздушные ванныобеспечивают непосредственное воздействие воздуха на обнаженную поверхность кожи во время двигательной деятельности детей. Наиболее целесообразным видом такой воздушной ванны явл утренняя гимнастика, проводимая на воздухе и в поме-щении при открытых окнах, фрамугах. Физкультурные занятия и утренняя гимнастика, в которые входят воздушные ванны, имеют свои особенности. При прове-дении Их в помещении температура воздуха постепенно снижается через каждые 2—3 дня с таким же постепен-ным облегчением одежды детей.Это осуществляется по указанию врача, с учетом состояния здоровья детей и при индивидуальном подходе к каждому из них.
2. Водные мероприятия— это обтирание, обливание, душ, купание (в бассейне, в реке, в озере, в море).
В процессе водных процедур целесообразно и жела-тельно активное поведение ребенка. В первой младшей группе активность исходит в основном от взрослого, стимулирующего ребенка к движениям. С 3 лет ребе-нок приучается действовать самостоятельно.
При обтирании, состоящем из легких массирующих движений в направлении от периферии к центру, дети приучаются действовать сами при помощи отжатой варежки. Стоя в кругу или полукруге, они одновре-менно обтирают грудь, плечи и руки, а после этого, повернувшись в обратную сторону, передают свою варежку сзади стоящим детям, и каждый из них обтирает спину своему товарищу.
Обливание по своему воздействию на организм ребен-ка сильнее предыдущей процедуры. Поток воды осве-жает тело, поднимает тонус мышц, активизирует их работу, возбуждает нервную систему, вызывает
бодрость. Ребенок поворачивается, подставляя под льющуюся воду спину, грудь, бока, живот, руки.
Купание как регулярная ежедневная процедура — прекрасное средство оздоровления и закаливания детского организма. Прохладная вода, чистый воздух в сочетании с ультрафиолетовыми лучами, движения самих детей — весь этот комплекс средств оказывает чрезвычайно благоприятное воздействие на организм ребенка, его нервную систему, эмоционально-положительное состояние.
Однако несмотря на эффективность этой процедуры, нужно подводить к ней детей очень осторожно — путем предварительного регулярного обтирания и обливания под душем с постепенным снижением температуры воды. Купание с целью закаливания рекомендуется в программе для средней, старшей и подготовительной групп детей.
3. Солнечные ванны.Солнце оказывает благотворное влияние на организм ребенка, укрепляя общее его сос-тояние, улучшая обменные процессы. Наиболее полезны ультрафиолетовые лучи, которые обладают бактерицид-ным действием (останавливающим развитие бактерий), антирахитическим (улучшающим деятельность нервной системы, повышающим обменные процессы, укрепляющим костно-мышечную систему), эритемным (увеличи-вающим приток крови и вызывающим покраснение кожи, переходящее в загар). Такое многообразное влияние солнца на организм ребенка требует особой осторожности. При неумеренном использовании солнечных ванн у детей могут появиться отрицательные явления (возбуждение и нарушение сна, резкое расши-рение сосудов, ухудшение состава крови и др.). Поэтому в детских учреждениях солнечные ванны должны проводиться только в соответствии с назначением врача, с обязательным учетом индивидуальных особенностей детей.