Методика развития физических качеств
Основными физическими качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо одно из них.
В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости. Ловкость — это способность человека быстро осваи-вать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. К развитию ловкости приводит системати-ческое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способ-ность овладевать новыми, более сложными упражне-ниями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях (при выполне-ний упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с допол нительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур).
Быстрота — способность человека выполнять движе-ния в наикратчайшее время. Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образова-ния и перестройка условнорефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты. Быстрота развивается в упражнениях, выпол-няемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нара-стающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).
Гибкость — способность достигать наибольшей вели-чины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении. Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой ампли-тудой, в частности общеразвивающих. Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например сделать 2—3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2—3 полуприседания, затем — глубокое приседание.
Равновесие — способность человека сохранять устой-чивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры. Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помеще-нии и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах (верхолаз и др.). Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела (ОЦТ). Равновесие развивается в большей степени в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке), также в упражне-ниях, требующих значительных усилий, чтобы сохра-нить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др.).
Сила — степень напряжения мышц при их сокращении.
Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражне-ниях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использо-ванию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях).
Выносливость — способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время. Развитие выносли-вости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражне-нию. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем возду-хе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах), во время которых упражнения чередуются с отдыхом.
Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются. И это также способствует развитию выносливости.