Содержание и методика работы по обучению дошкольников плаванию.

В детском саду обучение детей плаванию с первой младшей группы. Вначале внимание уделяется тому, чтобы дети приобрели устойчивые гигиенические навы-ки: умели пользоваться индивидуальными туалетными принадлежностями – с помощью взрослых вытираться полотенцем, переодеваться, аккуратно складывать свои вещи, необходимые для занятия в бассейне. Во второй младшей группе закрепляются навыки самостоятельного переодевания, пользования полотенцем, детей учат также просушивать и расчесывать волосы. В средней группе все гигиенические процедуры должны выполнять без помощи взрослых, сознательно. В старшей группе дети учатся правильно ставить на место обувь, замечать и самостоятельно устранять непорядок в одежде, помо-гать в этом товарищу. Начинают обучение детей плаванию с подготовитель-ных упражнений – учат входить в воду, с помощью взрослого передвигаться. Ходьба, бег, прыжки в воде, различными движениями руками знакомят детей с сопротивлением воды. Вначале упражнения проводятся на глубине ниже колен, но постепенно глубина увеличивается до уровня пояса, а потом груди. Детей обучают погружению в воду. Последовательность такая: предлагают полить воду себе на руки, плечи, сипну, потом медленно присесть, погру-зиться в воду до уровня шеи, после этого – с головой, при этом плотно закрыть рот и задержать дыхание на вдохе. При погружении головы в воду придерживаются такой последователь-ности: в воду опускается часть головы, вначале до уровня носа, потом все лицо. Затем детей знакомят с простыми упражнениями, которые подводят к овладению выдохом: подуть на игрушку, которая плавает на воде; подуть на воду, как на горячий чай; опустить губы в воду и вспенить ее; погрузить голову в воду и сделать выдох. Выдыхать в воду учатся долгое время. Параллельно их учат открывать глаза в воде. Для этого предлагают, стоя на суше, посмотреть на предметы, которые находятся на дне бассейна, назвать их, потом погрузиться в воду с головой и соб-рать предметы. Потом детей учат свободно лежать на воде (на груди и спине). С этим упражнением их зна-комят на суше (поднять руки над головой, подняться на носки). Упражнение выполняется лежа на воде на мелком месте бассейна. После этого дети учатся скользить по воде: энергично отталкиваются ногами от дна или стены бассейна, выпрямляют руки вперед и, наклонившись, ложатся на воду. Голова находятся между вытянутыми вперед руками, лицо опущено в воду. Вначале дети выполняют скольжение, задержав дыхание, но с течением времени они соединяют эти задания – учатся выполнять выдох в воду в момент скольжения. Одновременно детей учат производить движения ногами, как при плавании кролем. Эти движе-ния разучиваются на суше. Дети садятся на пол, сгибают руки в локтях и опираются сзади на предплечья. В этом положении они выполняют движения ногами, которые напоминают движения ног при плавании кролем. Потом эти движения выполняются в воде на мелком месте при поддержке за предмет (круг, игрушка). С течением времени дети выполняют движения руками, которые помогают передвигаться в воде (гребок выполняется свободно выпрямленной рукой, пальцы сжаты вместе). При обучении гребковым движениям рук применяют плавание на спине с доской, зажатой между ногами. Для обучения дошкольников плаванию используются крытые малоразмерные бассейны: для младших детей 7×3м, глубина до 0,8м, для старших – 10×6м, глубина до 1,2 – 1,6м. Температура воды в бассейне должна быть в пределах + 26… + 29°С, воздуха + 24… + 28°С.