Техника и методика обучения детей ползанию, лазанью.
Ползание и лазание предназначены для преодоления препятствий в опоре на руки и ноги. Поэтому в упражнениях данного вида наравне с крупной мускулатурой развивается и совершенствуется мелкая мускулатура рук и ног.
Ползание – это движение по плоскости.
Лазаниесвязано с использованием предметов: в условиях физкультурного зала – это гимнастическая стенка, разные лестницы (установление вертикально, горизонтально, наклонно), шест, канат; в естественных условиях – деревья, склон овражка, канавка, пригорок и т.д. В зависимости от практической задачи и характера двигательных действий упражнения делятся на перелезание, пролезание, подлезание и др. В соответствии с двигательной задачей подбирается способ движения. Для ползания – на четвереньках, в опоре на предплечья, по-медвежьи, по-пластунски. Для лазания по гимнастической стенке – приставной шаг, переменный шаг и его разновидности (разноименный и одноименный способы). Ползание – привычный для детей способ перемещения в пространстве, к которому они прибегают естественно, когда играют с игрушками на полу, или сознательно, когда изображают животных в сюжетно-ролевых играх. Обучение ползанию – это, по сути дела, корректировка привычных движений с целью научить детей более рациональным способам действий и умению целесообразно использовать их в зависимости от ситуации. От способа движения зависит сложность упражнения. Вообще, каждое упражнение в ползании и лазании – довольно сложное действие, потому что тело человека находится в непрочном для него положении. К тому же подавляющее большинство упражнений характеризуется длительностью действий. Поэтому упражнения должны заканчиваться движением, которое снимает или снижает утомление. Так, ползание должно смениться активным выпрямлением, которое характеризуется, в частности, прогибанием в поясничной части и соответствующим напряжением скелетных мышц. Нужно лишь поднять голову и посмотреть на вытянутые вверх руки. Можно предложить малышу поднять вверх игрушку, до которой он дополз. Старшему дошкольнику будет интересно подпрыгнуть с хлопком в ладоши над головой. Педагог должен обязательно предусмотреть интересные и полезные движения, которые станут логичным и эффективным завершением упражнения в ползании. По ходу выполнения упражнения в ползании воспитатель должен следить за положением их рук, ног, спины.