Методика обучения прыжкам. Последовательность обучения в разные периоды.
Детям дошкольного возраста доступны разные виды прыжков.
Подпрыгивание - ритмичные прыжки на месте или с продвижением вперед. Главная техническая особенность подпрыгивания - совмещение двигательных действий: окончание предыдущего прыжка является началом последующего.
Выполняется подпрыгивание по-разному: на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу; в одной плоскости и с поворотом вокруг; может сочетаться с различными движениями рук, а также с их фиксированным положением, например на поясе; перемещаться можно прямо и боком, через линию вперед-назад и из стороны в сторону, приземляться можно произвольно или в обозначенное место (квадраты, кружочки).
Прыжки в высоту с местахарактеризуются энергичным отталкиванием, обеспечивающим вертикальное движение туловища. Различают прыжок с места вверх (типа "подпрыгни и достань"), напрыгивание (на скамейку, на ступеньку), перепрыгивание (через планки, веревочку).
Выполняются прыжки толчком обеих ног, толчком одной с приземлением на обе ноги; направлены прямо, боком, спиной вперед.
Спрыгивание — прыжок с высоты или в глубину. Используется как самостоятельное движение и как двигательное действие в продолжение другого, соскок в конце бега по скамейке.
Прыжок в длину с меставыполняется на двух ногах, на одной йоге; в разных направлениях — прямо, боком, спиной вперед, с поворотом на 90° и 180°.
Прыжки с разбегав длину и высоту.
Прыжки со скакалкой(короткой и длинной).
Прыжок - ациклическое движение. В каждом прыжке различают четыре фазы — поступательные движения, последовательно сменяющие одно другое.
Первая фаза — подготовительная — сгибание ног (в прыжке в глубину), разбег (в прыжках с разбега); вторая фаза -толчок; третья - полет и четвертая - приземление. Прыжки выполняются слитно, единым движением. Однако знание структуры прыжка - важный фактор, помогающий воспитателю наметить стратегию педагогического руководства в зависимости от вида прыжкового упражнения, возраста и двигательной подготовленности детей.
Требования к младшим детям элементарны. Они повторяют действия воспитателя в самом общем виде, а в средней группе необходимо добиваться от детей определенной четкости действий, наиболее характерных для каждой фазы.
Конкретные двигательные действия в разные фазы, несмотря на общность названия, зависят от вида прыжка. Так, приземление в подпрыгивании и спрыгивании, а также в прыжках в высоту с разбега выполняется на носки, а в прыжках в длину с места и с разбега - перекатом с пятки на всю ступню. В прыжках с места в высоту через предмет надо приземляться с носка, а в направлении на предмет (скамейку, ступеньку) — жестко на всю ступню. Запомнить эту принципиальную разницу помогает примета: если туловище в фазе полета движется вертикально — приземление выполняется с носков. Там, где ноги выбрасываются вперед, опережают движение туловища, - приземление выполняется перекатом с пятки.
Но во всех прыжках приземление должно быть мягким, пружинистым, для чего необходимо согнуть колени. Этот навык нужно формировать у дошкольников в первую очередь.
Требования к технике выполнения разных прыжков конкретизируются в зависимости от возраста детей.
В младшей группе обучение малышей начинается с подпрыгивания, как самого доступного из всех прыжков. Главное внимание педагог должен обратить на обучение отталкиванию. Па первом этапе дети не умеют отталкиваться двумя ногами. Даже на предложение воспитателя попрыгать, как мячики (зайчики, воробышки) многие малыши выполняют только "пружинку", сгибая ноги в коленях. Некоторые поднимают одну ногу, кое-кто приподнимает пятки. Внимательный воспитатель всячески способствует тому, чтобы эти действия повторялись. Они - начало прыжков.
Игровые задания, например "Позвони в колокольчик", "Достань, какой хочешь шар", "Испугай бабочку" и другие двигательные задания с привлекательными атрибутами, вызывают желание действовать. Предметы размещаются на 5-10 см выше вытянутой руки ребенка в удобных местах в групповой комнате, на игровой площадке и провоцируют, в хорошем смысле этого слова, выполнение движений без специальных приглашений со стороны воспитателя.
Первоначально детей учат спрыгииванию с высоты 5-10 см, а к концу года уже с высоты - 15-20 см. В этом виде прыжков главное - учить малышей мягко приземляться.
Небольшая высота предметов для спрыгивания - фактор принципиальный. Дело не только в том, что у малышей еще не сформировалась ступня и прыжки с большой высоты могут быть травмоопасными, а в другом. Важно проследить, чтобы в подготовительном движении дети согнули колени. Поскольку высота небольшая, то в фазе полета они не успевают разогнуть ноги и приземляются на согнутые, амортизируя естественно. Возникающие при этом ощущения становятся основой нужных умений. Спрыгивать надо на мягкую поверхность, например на поролоновый или резиновый коврик.
Необходимо разными средствами вызывать у детей желание повторить действие. Бели детей приглашают поскакать, "как зайчики", нужно дать им маски-шапочки, пусть они почувствуют себя "зайчиками". Если места приземления обозначить яркими картинками, то "зайчики" будут многократно прыгать на "капусточку", «птички» — на "ягодки". Никого не придется уговаривать.
Прыжки в длину с местасинтезируют приобретенные умения отталкиваться двумя ногами, приземляться, сгибая колени, учат реагировать на ориентиры. Даже от самых маленьких можно добиться элементарной точности действий, особенно если интересно обыграть эти требования: "Не становитесь в ручеек, чтобы не замочить ножки..."
Во время выполнения прыжков не следует обращать внимание на положение рук малышей, потому что дети, еще не умеют согласовывать одновременные действия ног и рук. Размахивая руками, они будут перешагивать "через ручеек", а не прыгать. Но воспитатель должен показать прыжок правильно, ничего не утрируя: отвести руки: назад в подготовительном движении, взмахнуть ими в момент отталкивания, вынести вперед при приземлении.
Показ дети должны наблюдать сбоку. Во время выполнения упражнения детьми воспитатель стоит в месте приземления с правой стороны.
В средней группе возросшие объективные возможности и приобретенный дошкольниками двигательный опыт позволяют и количественно и качественно усложнить все прыжковые упражнения.
Подпрыгиваниена месте проводится с разным положением рук, в том числе детям могут быть предложены задания на координацию движений (однонаправленные действия). Упражнения выполняются и прямо, и с поворотом вокруг. Во второй половине учебного года можно чередовать прыжки на двух ногах с прыжками на одной, сочетать с ходьбой во вводной части физкультурных занятий и на утренней гимнастике. Необходимо чаще использовать природное окружение, совершенствовать прыжковые движения в подвижных играх.
В игровых заданиях типа "Подпрыгни и достань" предметы подвешиваются выше вытянутой вверх руки на 15-20 см, что требует от ребенка не только сильного толчка ногами, но и взмаха руками.
Новым и важным этапом в освоении прыжков является называние необходимых действий в каждой фазе движения. Разучивая спрыгивание (например, со скамейки), воспитатель сопровождает свои действия примерно таким объяснением: «Сначала надо приготовиться: встать на скамейку так, чтобы носки немного выступали вперед и помогали упираться в край скамейки; замахнуться: сгибая ноги» слегка наклониться, руки отвести назад, смотреть перед собой; прыгнуть; ноги выпрямить толчком, руки вынести вперед и приземлиться на носочки, согнув колени. Посмотрите, как это нужно сделать без остановки...» - показ повторяется слитно, воспитатель только называет фазы. В результате дети учатся соответствующим образом реагировать на распоряжения "приготовиться!.., замахнуться!.., прыгнуть!..", необходимые на занятиях.
Стимулирует проявление различных физических качеств задание приземлиться за начерченной линией (не дальше 30 смот скамейки) в круг, квадрат.
Дети должны согласно программе прыгать в длину с местана расстояние до 70 см. Увеличение дальности прыжка в два раза по сравнению с младшей группой требует энергичных действий. Дети учатся сочетать отталкивание с резким взмахом рук, удерживать равновесие при приземлении, вынося руки вперед. Поэтому логично примерно с середины года учить детей начинать прыжок не с «позы пловца», а с замаха руками спереди, а позднее и сверху - назад с одновременным сгибанием ног.
В старшей группе педагогическая направленность работы с дошкольниками (развитие двигательной инициативы и самостоятельности) влияет на подбор прыжковых упражнений и технику прыжков: стимулируются энергичные действия, часто практикуются упражнения соревновательного типа.
Дети начинают понимать взаимозависимость двигательных действий: чем сильнее оттолкнешься, тем дальше прыгнешь.
В подпрыгивании активно участвуют руки, причем используются как однонаправленные, так и разнонаправленные действия. В подпрыгивании с продвижением вперед чаще применяется приземление в определенное место - стимулируются сильные, точные и ритмичные движения. Используются задания, приучающие детей контролировать и оценивать свои действия, сравнивать их сдействиями других детей: "Кто сделает меньше прыжков до ...", "Кто быстрее доскачет на одной ноге до ...
Со старшими детьми можно использовать все виды прыжков с места в высоту, также зачастую приобретающих соревновательный оттенок: "Кто достанет шар, висящий выше".
Воспитатели практикуют и комбинированные задания, приучающие детей целесообразно использовать приобретенные навыки, менять способы действий в зависимое от ситуации, например на прыгнуть на скамейку и спрыгнуть с нее. Напрыгиваниетребует жесткого приземления на всю ступню, спрыгивать нужно мягко на носки. Оба прыжка могут совершаться в одном направлении, можно спрыгивать и назад (спиной вперед), не разворачиваясь.
При спрыгивании нужно уметь приземляться не просто в круг, а в центр круга («Кто точнее приземлится»). Спрыгивать можно по-разному: вперед, в сторону, спиной вперед, с поворотом в полете. Педагогу следует помнить, что, несмотря на уверенные действия старших детей, страховка необходима. Поэтому место для приземления надо готовить тщательно. В зале нужен толстый мат, на участке песок в прыжковой яме надо обязательно взрыхлять.
В прыжках в длину с места, опираясь на естественное стремление старших ребят прыгнуть дальше, надо стимулировать высокие прыжки, учить группироваться в полете и выбрасывать ноги вперед. Поскольку словесные инструкции на этот счет затруднительны, лучше прибегнуть к уже полюбившимся детям заданиям соревновательного типа: "Кто прыгнет до зеленого кубика хорошо, кто прыгнет до желтого - очень хорошо, а кто прыгнет до красного - отлично!.."
В старшей группе начинается обучение детей прыжкам с разбега в длину и в высоту. Главная трудность в освоении этих движений состоит в том, что отталкиваться после разбега надо одной ногой. Приобретенные в предыдущих прыжках стереотипы (отталкивание двумя ногами) являются некоторое время тормозом для появления новых навыков и даже причиной падении. Поэтому нужно позаботиться о создании необходимых условий для успешного и безопасного обучения (маты - в зале, прыжковая яма с песком или опилками — на участке, умелая страховка воспитателя).
Прыжки с разбегаосваиваются на протяжении нескольких занятий. На каждом из них ребята выполняют прыжок в целом, но требования к выполнению определяются конкретными задачами, сложность которых возрастает по мере того, как дети осваивают предыдущую.
При обучении прыжкам в длину с разбега очень важно вызвать интерес детей: "... Прыгнуть с разбега можно гораздо дальше, чем с места. Посмотрите..." После показа воспитатель отдельно демонстрирует главный элемент прыжка - отталкивание одной ногой, а приземление на две. Затем повторно показывается слитный прыжок в целом, после чего начинают прыгать дети. Так осваивается первая и главная задача: учить отталкиваться одной ногой, а приземляться на две.
Важно, чтобы дети видели все элементы прыжка и не боялись прыгать. Имеет значение каждый элемент организации: размещение детей, разметка, место и поза воспитателя, готового подхватить теряющего равновесие ребенка.
На следующем занятии, когда движение повторяется, можно поставить перед детьми задачу: «Отталкивайтесь сильнее, чтобы прыгнуть дальше». Когда этот навык освоен, детей учат отталкиваться, не переступая черту. Конечно, в дошкольном возрасте невозможно добиться в полном смысле слова техничного прыжка с разбега не следует требовать от детей максимальных результатов. Важно заложить лишь основы техники. Поэтому нужно просто приучать детей контролировать свои действия. Черту надо обозначить выразительно, а дощечку перед прыжковой ямой тщательно вымыть.
Очень важно учить детей правильно разбегаться. Неслучайно техника разбега совершенствуется на заключительном этапе. В предыдущих упражнениях каждый ребенок приобрел конкретный опыт и теперь точно знает, какую ногу выставлять вперед, готовясь к разбегу. В этом случае можно прибегнуть к распоряжениям, которые должны вызывать соответствующие двигательные реакции: "Приготовиться!" - выставить вперед одну ногу, слегка согнув ее, податься вперед, руки согнуть в локтях; «Можно!» - ребенок разбегается и прыгает. Упражнение выполняется поочередно, так как требует страховки. Следующий разбегается, когда мат свободен. По возможности дети должны выполнять конкретные требования к разбегу: скорость бега постепенно возрастает, пи становятся короче, махи в направлении вперед - вверх короткие и энергичные.
Прыжок в высоту с разбегаосваивается дошкольниками аналогично. Но в нем специфические сложности надо преодолеть препятствие в виде веревочки на прыжковых стойках или планку. Кстати, веревочку не привязывать, обеспечить ее натяжение должны пришитые к концам мешочки с песком.
Перед началом обучения прыжкам в высоту с разбега больше внимания следует уделить подводящим упражнениям - напрыгиванию с места на маты после толчка одной ногой, прыжкам с места через веревочку, планку, прутик. Те же упражнения следует проделать с небольшого (2-3 шага) разбега. Эти и похожие препятствия можно пробовать преодолевать сбоку стилем «ножницы» для последующего индивидуального обучения детей прыжку с бокового разбега.