Методика обучения равновесию. Последовательность обучения в разные периоды.

Одним из важнейших для дошкольника показателем моторной зрелости, его готовности к освоению новых бо­лее сложных движений является равновесие - способ­ность сохранять устойчивость во время движения и в статическом положении.

Равновесие зависит от состояния вестибулярного ап­парата, функциональной активности организма в целом, двигательного опыта.

Необходимость специальных упражнений, направлен­ных на развитие устойчивости, для дошкольников оче­видна. Наибольший эффект в этом плане дают движе­ния, выполняемые на уменьшенной и повышенной опо­ре: ходьба и бег по узенькой дорожке, на одной ноге, остановка по сигналу во время кружения, приземление в прыжке в точно обозначенное место, ползание по ска­мейке, ходьба на лыжах, езда на велосипеде. Всякое дви­жение, выполняемое на ограниченной площади, требует значительных физических и волевых усилий и формиру­ет специфические мышечные ощущения.

Различают упражнения статического и динамическо­го характера.

Статическое равновесие - это стойки на носках, на одной ноге, на носке одной ноги. Дети осваивают их в игровых заданиях, типе "Кто дольше простоит" (цапля, аист, ласточка, стойкий оловянный солдатик и др.), а также в общеразвивающих упражнениях: приседание на носках, поочередные махи ногами, потягивание с подни­манием на носки и др.

Динамическиеупражнения представляют собой це­ленаправленные двигательные задания с установкой на конкретный результат; пройти (пробежать, проскакать, протанцевать) по скамейке я спрыгнуть (сойти) в конце; пройти по скамейке, перешагивая черва предметы; прой­ти по скамейке с предметом в руке; с мешочком на голо­ве; пройти по снегу след в след; попасть в цель снежком, стоя на снежном валу (скамейке) и др.

Сложность упражнений зависит главным образом от высоты и ширины опоры, а также от способа движе­ния.

Естественно, что малыши перемещаются по широкой и низкой доске или скамейке. Но идут обычным шагом. Старшие же по такой скамейке могут бежать, скакать, танцевать. А обычным шагом старшим предлагают пройти по брусу перевернутой скамейки (ширина 10 см).

Таким образом, варьировать двигательные задания можно бесконечно.

Сложность заданий возрастает, если движение осуществляется по наклонной плоскости - по приподнятой одним концом доске, по приставленной к гимнастической стенке скамейке, по скату деревянной горки, по склону холма или овражка.

Интересно сочетание в одном задании динамической и статического равновесия: дойти до середины скамейки (бревна) на носках (приставным шагом - пятка к носку, боковым приставным, переменным танцевальным и др.) стать, выпрямить ногу вперед (в сторону, назад), наклониться, присесть, повернуться на 360°, потянуться вверх (хлопнуть в ладоши над головой), дойти до конца и спрыгнуть вперед (в сторону, спиной вперед, с поворотом полете).

Усложнять задание можно, варьируя положение на пояс, к плечам, в стороны, за спину, за голову, вверх.

Любое упражнение на повышенной опоре при соответствующем контроле и помощи со стороны воспитал ля способствует формированию правильной осанки, и тому, что заставляет ребенка следить за положением тела. На формирование правильной осанки направлены упражнения с использованием мешочка с песком на голове: если голова опускается - мешочек падает. Мешочек фиксирует правильное положение тела в подготовительный момент. На голову малыша воспитатель сам должен положить мешочек.

Методика руководства упражнениями в равновесии должна учитывать подготовленность детей и стимулировать возможно большую их самостоятельность.

В младшей группе упражнения носят преимуще­ственно игровой характер. Например, воспитатель говорит: "Пойдем по дорожке к кукле в гости; через лужицы шагай, выше ножки поднимай; покатаем кукол с горки (дети поднимаются на горку с куклами в руках и съезжают вниз по скату)" и др.

Комментарии воспитателя по ходу выполнения должны быть оптимистичными: "Посмотрите, какая ровная спина у Сережи... Молодец, Саша, идет маленькими ша­гами... Все держите голову так, как Света..." Если дети часто слышат: "Не бойся, я тебе помогу..." - они теряют уверенность.

В средней группе упражнения усложняются не только количественно (уже дорожка, круче горка), но ме­няются способы выполнения заданий, а также их объем: для выполнения одного задания можно использовать раз­ные способы действий, чередуя их. Например, до середи­ны скамейки дети идут на носках, а дальше - обычным шагом; до середины доски - приставным шагом пятка к носку, а дальше - прыжками на двух ногах или бегом; до середины скамейки дети идут приставным шагом впра­во, затем поворачиваются на 180° и продолжают движе­ние влево.

В старшей группе большое внимание уделяется развитию двигательной инициативы и самостоятельности де­тей. В соответствии с этой задачей происходит количествен­ное и качественное усложнение упражнений в равновесии. Задание может быть следующим: "...До середины скамей­ки будете идти на носках, а дальше - кто как хочет...", "...По скамейке будем передвигаться по-разному - не повторяйте движение, которое кто-то уже сделал..."

Кроме традиционных передвижений по скамейкам и дорожкам нужно чаще использовать технически инте­ресные движения врассыпную - кружения в сочетании с ходьбой и бегом и остановкой по сигналу на двух и на одной ноге, в том числе с закрытыми глазами; ходьбу, бег, прыжки спиной вперед в сторону глухой стены, в том числе и с закрытыми глазами.

Равновесие совершенствуется не только средствами гим­настики. Огромные возможности для развития этого каче­ства заложены в спортивных упражнениях (велосипед, лыжи, санки, скольжение по ледяным дорожкам и др.).

Принципиально важна грамотная организация детей, особенно в заданиях, характеризующихся длительностью действия. Движение детей по дорожкам и скамейкам должно быть поточным. Перемещения на большой пло­щади (кружение и др.) выполняются одновременно.