АННОТИРОВАННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
1. Понятие физического развития.
2. Признаки, характеризующие биологическую зрелость.
3. Методы, при помощи которых изучается ФР (антропометрия, соматоскопия, динамометрия, исследование физической работоспособности, физиометрические показатели (ЖЕЛ, ЭКГ и т.д.)
4. Основные законы роста детей:
- закон абсолютного роста
- торможение роста с возрастом
- неравномерность изменений скорости роста
- краниокаудальный градиент роста
- половая специфичность роста (половой диморфизм)
- асимметрия роста.
5. Динамика роста в разные возрастные периоды (помесячная прибавка в росте у детей на первом году жизни, среднегодовая прибавка в росте у детей от 1 года до 4-5 лет и старше 4-5 лет).
6. Закономерности нарастания массы детей различного возраста (ежемесячная прибавка в массе на первом году жизни, среднегодовая прибавка в массе у детей старше года).
7. Изменение окружности груди и головы в разные возрастные периоды.
8. Изменение пропорций тела у детей разного возраста (высота головы, длина туловища, длина конечностей, средняя точка тела).
9. Изменение телосложения в процессе роста: тип грудного ребенка, тип маленького ребенка - период первого «округления» (1 – 4 года), тип ребенка периода первого «вытягивания» (5 – 7 лет), тип ребенка периода второй полноты (8 – 10 лет), тип ребенка второго ростового сдвига (подросток).
10. Типы конституции (астеноидный, торакальный, мышечный, дигестивный).
11. Ориентировочный расчет поверхности тела ребенка.
12. Техника антропометрии у детей разного возраста
- измерение длины тела
- методика взвешивания
- измерение окружности головы, груди, плеча, бедра, голени.
13. Индексы физического развития - методика расчета и клиническое значение:
- массо-ростовой (индекс Кетле -1)
- индекс Чулицкой
- индексы Тура, Эрисмана
- индекс стении
14. Филиппинский тест: техника проведения и клиническое значение.
15. Способы оценки ФР с помощью центильных таблиц и эмпирических формул.
16. Понятие гармоничности физического развития.
17. Понятие морфотипа.
ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ
§ Рассчитать долженствующие массу, длину тела, окружность головы и окружность груди ребенка 9 месяцев. Масса при рождении 3200,0 длина тела 50 см, окр. головы 34 см, окр. груди 32 см;
§ Рассчитать с помощью эмпирических формул долженствующие длину тела, массу, окружность груди и окружность головы ребенка 9 лет.
ТЕМЫ МИКРОРЕФЕРАТОВ
ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ:
§ Типы телосложения в процессе роста и типы конституции у детей.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – 1008 с.
2. Мазурин А. В., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней. – СПб.: ИКФ «Фолиант», 1999. – 928 с.
3. Мазурин А. В., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней. - М.: Медицина, 1985. – 432 с.
4. Пропедевтика детских болезней: Практикум / Под ред. В.В.Юрьева. – СПб: Питер, 2003. - 352 с.
5. Лекции. Учебное пособие для студентов.
Дополнительная:
1. Региональные нормативы для оценки физического развития детей центильным методом. Оренбург, 1994.
2. Узунова А.Н., Лопатина О.В., Зайцева М.Л. Физическое развитие детей. – Челябинск: Изд-во «Челябинская государственная медицинская академия», 2002. – 184 с.
3. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы): практическое руководство / под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. – М. : ГЭОТАР – Медиа, 2006. – 432 с.