АННОТИРОВАННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

1. Понятие физического развития.

2. Признаки, характеризующие биологическую зрелость.

3. Методы, при помощи которых изучается ФР (антропометрия, соматоскопия, динамометрия, исследование физической работоспособности, физиометрические показатели (ЖЕЛ, ЭКГ и т.д.)

4. Основные законы роста детей:

- закон абсолютного роста

- торможение роста с возрастом

- неравномерность изменений скорости роста

- краниокаудальный градиент роста

- половая специфичность роста (половой диморфизм)

- асимметрия роста.

5. Динамика роста в разные возрастные периоды (помесячная прибавка в росте у детей на первом году жизни, среднегодовая прибавка в росте у детей от 1 года до 4-5 лет и старше 4-5 лет).

6. Закономерности нарастания массы детей различного возраста (ежемесячная прибавка в массе на первом году жизни, среднегодовая прибавка в массе у детей старше года).

7. Изменение окружности груди и головы в разные возрастные периоды.

8. Изменение пропорций тела у детей разного возраста (высота головы, длина туловища, длина конечностей, средняя точка тела).

9. Изменение телосложения в процессе роста: тип грудного ребенка, тип маленького ребенка - период первого «округления» (1 – 4 года), тип ребенка периода первого «вытягивания» (5 – 7 лет), тип ребенка периода второй полноты (8 – 10 лет), тип ребенка второго ростового сдвига (подросток).

10. Типы конституции (астеноидный, торакальный, мышечный, дигестивный).

11. Ориентировочный расчет поверхности тела ребенка.

12. Техника антропометрии у детей разного возраста

- измерение длины тела

- методика взвешивания

- измерение окружности головы, груди, плеча, бедра, голени.

13. Индексы физического развития - методика расчета и клиническое значение:

- массо-ростовой (индекс Кетле -1)

- индекс Чулицкой

- индексы Тура, Эрисмана

- индекс стении

14. Филиппинский тест: техника проведения и клиническое значение.

15. Способы оценки ФР с помощью центильных таблиц и эмпирических формул.

16. Понятие гармоничности физического развития.

17. Понятие морфотипа.

 

ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ

 

§ Рассчитать долженствующие массу, длину тела, окружность головы и окружность груди ребенка 9 месяцев. Масса при рождении 3200,0 длина тела 50 см, окр. головы 34 см, окр. груди 32 см;

§ Рассчитать с помощью эмпирических формул долженствующие длину тела, массу, окружность груди и окружность головы ребенка 9 лет.

 

 

ТЕМЫ МИКРОРЕФЕРАТОВ

ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ:

 

§ Типы телосложения в процессе роста и типы конституции у детей.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – 1008 с.

2. Мазурин А. В., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней. – СПб.: ИКФ «Фолиант», 1999. – 928 с.

3. Мазурин А. В., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней. - М.: Медицина, 1985. – 432 с.

4. Пропедевтика детских болезней: Практикум / Под ред. В.В.Юрьева. – СПб: Питер, 2003. - 352 с.

5. Лекции. Учебное пособие для студентов.

Дополнительная:

1. Региональные нормативы для оценки физического развития детей центильным методом. Оренбург, 1994.

2. Узунова А.Н., Лопатина О.В., Зайцева М.Л. Физическое развитие детей. – Челябинск: Изд-во «Челябинская государственная медицинская академия», 2002. – 184 с.

3. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы): практическое руководство / под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. – М. : ГЭОТАР – Медиа, 2006. – 432 с.