Тема 14. Онтологическое /духовное/ понятие свободы и права, в русской традиции
Онтологическое понятие свободы как «свободы внутри себя», как «воли», «вольности». Свобода как способность суверенно формировать и реализовывать собственные ценности. Понятие суверенности как само-стоятельности, само-державности /самоподдержания/, способности само-развития как независимого мышления.
Право как инструмент нормотворчества суверенного народа, придание системности своему пространству, обеспечения свободы саморазвития и гармонии интересов.
Понятие правового, праведного как следование законам природы, как «присоединение» человеческой свободы к свободе природы, как постоянный возврат к самому себе.
Понятие права как «духовной меры», как вертикального /в Боге, через Бога, через непреходящее, через вечные ценности/ нормирования социальной системы.
Свобода воли и понятие собранного /единого/ народ/. Проблема подлинных /по всей «русской длине»/ ценностей и правопонимание. Новое ценностное фундирование русского мира и новая философия права как возвращение на «круги своя».
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
Таблица 5
Виды СРС | Формируемые компетенции | Форма контроля | |||
ОК-1 | ОК-8 | ПК-9 | |||
ОК-6 | ОК-9 | ПК-15 | |||
ОК-7 | ПК-2 | ПК-17 | |||
Подготовка к тестовым заданиям и контрольным работам | + | + | + | Рейтинговая оценка (промежуточный контроль) | |
Подготовка к практическому занятию | + | + | + | Рейтинговая оценка за устный ответ и выполнение практического задания (текущий контроль) | |
Изучение научной и учебной литературы | + | + | + | Рейтинговая оценка (текущий контроль) | |
Подготовка доклада и научного сообщения | + | + | + | Рейтинговая оценка (текущий контроль) | |
Подготовка научной статьи | + | + | + | Рейтинговая оценка (текущий контроль) | |
- ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
Интерактивные занятия рабочим учебным планом не предусмотрены.
- ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Таблица 6
Наименование темы дисциплины | Перечень вопросов рассматриваемых на практическом занятии |
Тема 1. Объект, предмет, методология изучения философии права |
|
Тема 2. Уровни понимания права: онтология |
|
Тема 3. Уровни понимания права: феноменология |
|
Тема 4. Цивилизационные модели философско-правового мышления: понятийный уровень | 1. Древнеримское понятие civitas. 2. Цивильное, гражданское, правовое общество как европейский продукт. 3. Цивилизация и традиция. 4. Духовные ценности и правопонимание. |
Тема 5. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Древний Восток | 1. Мир, человек и закон в мифологемах Древней Индии ведийского периода. 2. Понятие мира, человека и законов его бытия в духовной традиции Древнего Ирана. 3. Понимание универсальных основ бытия в Древнем Китае. 4. Ранний буддизм и его понимание естественных и общественных основ бытия. |
Тема 6. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Античный мир | 1. Понятие рационализации правового мышления. 2. Античная государственность и символика права-справедаивости. 3. Юридизация институтов государственности Древнего Рима. 4. Естественное право в новоевропейской модели. |
Тема 7. Цивилизационные модели философско-правового мышления: правовые ценности Европы | 1. Правовая картина мира Европы как миропреемница средневекового теоцентризма. 2. Европоцентризм и его истоки. 3. Правовые ценности, правовая идеология. 4. Становление понятийного аппарата русской правовой школы. |
Тема 8. Цивилизационные модели философско-правового мышления: основные модели европейского правопонимания | 1. Юридизация социальной материи. 2. Право и государственность. 3. Этатистское правопонимание. 4. Немецкая классическая философия и специфика европейского этатизма. 5. Марксистская модель правопонимания. |
Тема 9. Цизилизационные модели философско-правового мышления: русская цивилизация и ее исторические сломы | 1. Язычество в дохристианской государственности, ее правопонимания. 2. Слом православной государственности в XX в. 3. Слом советской идеологии, государственности. |
Тема 10. Цивилизационные модели философско-правового мышления: русская онтология | 1. Понятие духовного знания и право. 2. Понятие космоса, мира, человека и законов его бытия в русской естественной космологии. 3. Онтологическое понятие права /правды/ как проявление космического закона Права. 4. Идентичность русской моносистемности философии мира Востока. |
Тема 11. Цивилизационные модели философско-правового мышления: православное правопонимание | 1. Какое право славит православие. 2. Общинность, соборность, самодержавие как основные принципы правовой системы. 3. Русский абсолютизм и его философия права и свободы. 4. Русское просвещение и философско-правовой обоснование абсолютизма. 5. Философия моноправления, монархизма. |
Тема 12. Цивилизационные модели философско-правового мышления: советское правопонимание | 1. Государственная идеология советского периода. 2. Компаративная характеристика советской моносистемы. 3. Социально-утопическая, марксистская /европейская/ и советская модель государственности. 4. Правовые ценности, правовой системный инструментарий советской цивилизации. |
Тема 13. Цивилизационные модели философоко-правового мышления: проблемы нового ценностного обоснования права в современной России | 1. Естественно-правовая идеология. 2. Советское понимание права-закона. 3. Пределы рецепции европейских политико-правовых принципов и онтологические ценности русского мира. |
Тема 14. Онтологическое /духовное/ понятие свободы и права, в русской традиции | 1. Онтологическое понятие свободы как «свободы внутри себя», как «воли», «вольности». 2. Свобода как способность суверенно формировать и реализовывать собственные ценности. 3. Понятие суверенности как само-стоятельности, самодержавности /самоподдержания/, способности само-развития как независимого мышления. |
- ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Лабораторные занятия рабочим учебным планом не предусмотрены.
- ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа рабочим учебным планом не предусмотрена.
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
10.1. Использование информационных технологий
Использование персонального компьютера (ПК) с установленными информационно-правовыми системами «Консультант-Плюс» и «Гарант», а также прямой доступ к Интернет-ресурсу «Право.ру».
10.2. Применение активных методов обучения
Эффективное усвоение учебного материала осуществляется в рамках самостоятельной работы студентов. Для подготовки к интерактивному занятию обучаемые должны:
1. Проанализировать научную, учебную литературу, нормативные правовые акты.
2. Сделать краткие записи.
Для наилучшего усвоения вопросов, рекомендуется следующие формы записей:
Заметки на полях, которые делаются только на собственных книгах и представляют собой систему подчеркивания и условных обозначений.
План прочитанного, представляет собой краткий или подробный перечень вопросов, раскрывающих внутреннюю логику прочитанного текста.
Выписки, делаются либо в тетрадях, либо на отдельных листах или карточках и представляют собой в одном случае изложение, в другом - дословное воспроизведение наиболее важных цитат изучаемой книги, с обязательной ссылкой на источник.
Тезисы – это вид записи, который представляет собой краткую формулировку того или иного теоретического положения книги. Тезисы, как форма записи особенно удобна, в случае необходимости выступления на семинарском занятии, конференции.
Конспект - представляет собой подробное и обстоятельное изложение материала книги, согласно ее внутренней логической структуре. В конспекте дается не только перечень вопросов и подвопросов, раскрывающих взаимосвязь идей книги, но и последовательное изложение прочитанного материала с отдельными выписками и цитатами, схемами и таблицами и пр. Конспектирование способствует глубокому пониманию и прочному усвоению материала, помогает выработать навыки правильного изложения мысли в письменной форме, способствует развитию стиля речи.
3. Сформулировать выводы по изученным вопросам, указать проблемы и пути их решения.
Таблица 7
Раздел и тема Дисциплины | Наименование или содержание интерактивных занятий |
Тема 1. Объект, предмет, методология изучения философии права | Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу объекта, предмета и методологии философии права. |
Тема 2. Уровни понимания права: онтология | Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу уровней понимания права. |
Тема 3. Уровни понимания права: феноменология | |
Тема 4. Цивилизационные модели философско-правового мышления: понятийный уровень | Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу цивилизационных моделей философско-правового мышления. |
Тема 5. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Древний Восток | Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу цивилизационных моделей философско-правового мышления Древнего Востока. |
Тема 6. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Античный мир | Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу цивилизационных моделей философско-правового мышления Античного мира. |
Тема 7. Цивилизационные модели философско-правового мышления: правовые ценности Европы | Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу цивилизационных моделей философско-правового мышления Европы. |
Тема 8. Цивилизационные модели философско-правового мышления: основные модели европейского правопонимания | Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу основных моделей европейского правопонимания. |
Тема 9. Цизилизационные модели философско-правового мышления: русская цивилизация и ее исторические сломы | Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу русской цивилизации. |
Тема 10. Цивилизационные модели философско-правового мышления: русская онтология | Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу русской онтологии. |
Тема 11. Цивилизационные модели философско-правового мышления: православное правопонимание | Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу православного правопонимания. |
Тема 12. Цивилизационные модели философско-правового мышления: советское правопонимание | Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу советского правопонимания. |
Тема 13. Цивилизационные модели философоко-правового мышления: проблемы нового ценностного обоснования права в современной России | Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу проблем нового ценностного обоснования права в современной России. |
Тема 14. Онтологическое /духовное/ понятие свободы и права, в русской традиции | Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу онтологического (духовного) понятия свободы и права в русской традиции. |
11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Мультимедийный комплекс, в составе которого:
1. персональный компьютер;
2. интерактивная доска ActivBord;
3. проектор.
12. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
12.1 Формы текущего контроля
Формы текущего контроля составляют:
Устный опрос – контроль, проводимый после изучения материала по одному или нескольким темам (разделам) дисциплины в виде ответов на вопросы и обсуждения ситуаций.
Письменный контроль – контроль, предполагающий работу с поставленными вопросами, решением задач, анализом ситуаций, выполнением практических заданий по отдельным темам (разделам) курса.
12.2. Форма промежуточного контроля по дисциплине
Форма промежуточного контроля по дисциплине осуществляется в форме зачета и экзамена.
12.3. Балльно-рейтинговая оценка знаний студентов
Таблица 8
Наименование темы дисциплины | Работа на занятиях[1] | Выполнение контрольных работ[2] |
Тема 1. Объект, предмет, методология изучения философии права | ||
Тема 2. Уровни понимания права: онтология | ||
Тема 3. Уровни понимания права: феноменология | ||
Тема 4. Цивилизационные модели философско-правового мышления: понятийный уровень | ||
Тема 5. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Древний Восток | ||
Тема 6. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Античный мир | ||
Тема 7. Цивилизационные модели философско-правового мышления: правовые ценности Европы | ||
Тема 8. Цивилизационные модели философско-правового мышления: основные модели европейского правопонимания | ||
Тема 9. Цизилизационные модели философско-правового мышления: русская цивилизация и ее исторические сломы | ||
Тема 10. Цивилизационные модели философско-правового мышления: русская онтология | ||
Тема 11. Цивилизационные модели философско-правового мышления: православное правопонимание | ||
Тема 12. Цивилизационные модели философско-правового мышления: советское правопонимание | ||
Тема 13. Цивилизационные модели философоко-правового мышления: проблемы нового ценностного обоснования права в современной России | ||
Тема 14. Онтологическое /духовное/ понятие свободы и права, в русской традиции | ||
Итого |
Общий балл текущей успеваемости складывается из следующих составляющих:
- посещаемость – студенту, посетившему все занятия, начисляется 15 баллов;
- выполнение заданий по дисциплине в течение семестра в соответствии с учебным планом. Студенту, выполнившему в срок и с высоким качеством все требуемые задания, начисляется 20 баллов;
- контрольные мероприятия (решение задач, тестирование, подготовка докладов) – максимальная оценка 25 баллов;
- устный ответ на экзамене – максимально 40 баллов.
Перевод балльных оценок в академические отметки «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» по
дисциплине производится по следующей шкале:
- «Отлично» - от 81 до 100 баллов — теоретическое содержание курса
освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы
с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой
обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено
числом баллов, близким к максимальному.
- «Хорошо» - от 61 до 80 баллов - теоретическое содержание курса
освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с
освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные
программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни
одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды
заданий выполнены с ошибками.
- «Удовлетворительно» - от 40 до 60 баллов - теоретическое
содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного
характера, необходимые практические навыки работы с освоенным
материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных
программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из
выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
- «Неудовлетворительно» - менее 40 баллов - теоретическое содержание
курса не освоено, необходимые практические навыки работы не
сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки,
дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к
существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
Текущий контроль[3] успеваемости осуществляется в первой половине семестра (первая аттестация) и во второй половине семестра (вторая аттестация – по состоянию на последний день занятий семестра).
13. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
13.1. Рекомендуемая литература
Список литературы составлен таким образом, чтобы дать студентам возможность самостоятельной ознакомиться с различными позициями и подходами известных ученых по наиболее актуальным проблемам дисциплины и после их изучения излагать свою точку зрения.