Тема 14. Онтологическое /духовное/ понятие свободы и права, в русской традиции

Онтологическое понятие свободы как «свободы внутри себя», как «воли», «вольности». Свобода как способность суверенно форми­ровать и реализовывать собственные ценности. Понятие суверенности как само-стоятельности, само-державности /самоподдержания/, спо­собности само-развития как независимого мышления.

Право как инструмент нормотворчества суверенного народа, при­дание системности своему пространству, обеспечения свободы само­развития и гармонии интересов.

Понятие правового, праведного как следование законам природы, как «присоединение» человеческой свободы к свободе природы, как постоянный возврат к самому себе.

Понятие права как «духовной меры», как вертикального /в Боге, через Бога, через непреходящее, через вечные ценности/ нормирова­ния социальной системы.

Свобода воли и понятие собранного /единого/ народ/. Проблема подлинных /по всей «русской длине»/ ценностей и правопонимание. Новое ценностное фундирование русского мира и новая филосо­фия права как возвращение на «круги своя».

 

 

5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Таблица 5

Виды СРС Формируемые компетенции Форма контроля
ОК-1 ОК-8 ПК-9
ОК-6 ОК-9 ПК-15
ОК-7 ПК-2 ПК-17
Подготовка к тестовым заданиям и контрольным работам + + + Рейтинговая оценка (промежуточный контроль)
Подготовка к практическому занятию + + + Рейтинговая оценка за устный ответ и выполнение практического задания (текущий контроль)
Изучение научной и учебной литературы + + + Рейтинговая оценка (текущий контроль)
Подготовка доклада и научного сообщения + + + Рейтинговая оценка (текущий контроль)
Подготовка научной статьи + + + Рейтинговая оценка (текущий контроль)
           
  1. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

Интерактивные занятия рабочим учебным планом не предусмотрены.

 

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Таблица 6

Наименование темы дисциплины Перечень вопросов рассматриваемых на практическом занятии
Тема 1. Объект, предмет, методология изучения философии права
  1. Сущность понятия права.
  2. Современное российское право как объект с изменившимся содер­жанием.
  3. Проблемы либераль­ного правопонимания.
  4. Проблемы либертарного правопонимания.
Тема 2. Уровни понимания права: онтология
  1. Понятие онтологии права.
  2. Право как подлинная свобода в системе при­родной обусловленности.
  3. Понятие бытия как мира человека.
  4. Человек, законы природы и законы права.
Тема 3. Уровни понимания права: феноменология
  1. Понятие феноменологии права.
  2. Гегелевская Феномено­логия права.
  3. Агностицизм /непознаваемость сущности мира, Бога/ и специфика европейского правопонимания.
  4. Проблемы формирования в России новой феноменологии права.
Тема 4. Цивилизационные модели философско-правового мыш­ления: понятийный уровень 1. Древнеримское понятие civitas. 2. Цивильное, гражданское, правовое общество как евро­пейский продукт. 3. Цивилизация и традиция. 4. Духовные цен­ности и правопонимание.
Тема 5. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Древний Восток 1. Мир, человек и закон в мифологемах Древ­ней Индии ведийского периода. 2. Понятие мира, человека и законов его бытия в духовной тради­ции Древнего Ирана. 3. Понимание универсальных основ бытия в Древнем Китае. 4. Ранний буддизм и его понимание естественных и общественных основ бытия.
Тема 6. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Античный мир 1. Понятие рационализации правового мышления. 2. Античная государственность и символика права-справедаивости. 3. Юридизация институтов государственности Древнего Рима. 4. Естественное право в новоевропейской модели.
Тема 7. Цивилизационные модели философско-правового мышления: правовые ценности Европы 1. Право­вая картина мира Европы как миропреемница средневекового теоцентризма. 2. Европоцентризм и его истоки. 3. Правовые ценности, правовая идеология. 4. Становление понятийного аппарата русской правовой школы.  
Тема 8. Цивилизационные модели философско-правового мышления: основные модели европейского правопонимания 1. Юридизация социальной материи. 2. Право и государственность. 3. Этатистское правопонимание. 4. Немецкая классическая философия и специфика европейского этатизма. 5. Марксистская модель правопонимания.  
Тема 9. Цизилизационные модели философско-правового мышле­ния: русская цивилизация и ее исторические сломы 1. Язычество в дохристианской государственности, ее правопонимания. 2. Слом православной государственности в XX в. 3. Слом советской идеологии, государственности.
Тема 10. Цивилизационные модели философско-правового мышления: русская онтология 1. Понятие духовного знания и право. 2. Понятие космоса, мира, человека и законов его бытия в русской естественной космологии. 3. Онтологическое понятие права /правды/ как проявление космического закона Права. 4. Идентичность русской моносистемности философии мира Востока.
Тема 11. Цивилизационные модели философско-правового мышления: православное правопонимание 1. Какое право славит православие. 2. Общинность, соборность, самодержавие как основные принципы правовой системы. 3. Русский абсолютизм и его философия права и свободы. 4. Русское просвещение и философско-правовой обоснование абсолютизма. 5. Философия моноправления, монархизма.
Тема 12. Цивилизационные модели философско-правового мышления: советское правопонимание 1. Государственная идеология советского периода. 2. Компаративная харак­теристика советской моносистемы. 3. Социально-утопическая, марксистская /европейская/ и советская модель государственности. 4. Правовые ценности, правовой системный инструментарий советской цивилизации.
Тема 13. Цивилизационные модели философоко-правового мышления: проблемы нового ценностного обоснования права в совре­менной России 1. Естественно-правовая идеология. 2. Советское по­нимание права-закона. 3. Пределы рецепции европейских политико-правовых принципов и онтологические цен­ности русского мира.
Тема 14. Онтологическое /духовное/ понятие свободы и права, в русской традиции 1. Онтологическое понятие свободы как «свободы внутри себя», как «воли», «вольности». 2. Свобода как способность суверенно форми­ровать и реализовывать собственные ценности. 3. Понятие суверенности как само-стоятельности, самодержавности /самоподдержания/, спо­собности само-развития как независимого мышления.

 

 

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Лабораторные занятия рабочим учебным планом не предусмотрены.

 

  1. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа рабочим учебным планом не предусмотрена.

 

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

10.1. Использование информационных технологий

Использование персонального компьютера (ПК) с установленными информационно-правовыми системами «Консультант-Плюс» и «Гарант», а также прямой доступ к Интернет-ресурсу «Право.ру».

 

10.2. Применение активных методов обучения

Эффективное усвоение учебного материала осуществляется в рамках самостоятельной работы студентов. Для подготовки к интерактивному занятию обучаемые должны:

1. Проанализировать научную, учебную литературу, нормативные правовые акты.

2. Сделать краткие записи.

Для наилучшего усвоения вопросов, рекомендуется следующие формы записей:

Заметки на полях, которые делаются только на собственных книгах и представляют собой систему подчеркивания и условных обозначений.

План прочитанного, представляет собой краткий или подробный перечень вопросов, раскрывающих внутреннюю логику прочитанного текста.

Выписки, делаются либо в тетрадях, либо на отдельных листах или карточках и представляют собой в одном случае изложение, в другом - дословное воспроизведение наиболее важных цитат изучаемой книги, с обязательной ссылкой на источник.

Тезисы – это вид записи, который представляет собой краткую формулировку того или иного теоретического положения книги. Тезисы, как форма записи особенно удобна, в случае необходимости выступления на семинарском занятии, конференции.

Конспект - представляет собой подробное и обстоятельное изложение материала книги, согласно ее внутренней логической структуре. В конспекте дается не только перечень вопросов и подвопросов, раскрывающих взаимосвязь идей книги, но и последовательное изложение прочитанного материала с отдельными выписками и цитатами, схемами и таблицами и пр. Конспектирование способствует глубокому пониманию и прочному усвоению материала, помогает выработать навыки правильного изложения мысли в письменной форме, способствует развитию стиля речи.

3. Сформулировать выводы по изученным вопросам, указать проблемы и пути их решения.

 

Таблица 7

Раздел и тема Дисциплины Наименование или содержание интерактивных занятий
Тема 1. Объект, предмет, методология изучения философии права Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу объекта, предмета и методологии философии права.
Тема 2. Уровни понимания права: онтология Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу уровней понимания права.
Тема 3. Уровни понимания права: феноменология
Тема 4. Цивилизационные модели философско-правового мыш­ления: понятийный уровень Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу цивилизационных моделей философско-правового мышления.
Тема 5. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Древний Восток Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу цивилизационных моделей философско-правового мышления Древнего Востока.
Тема 6. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Античный мир Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу цивилизационных моделей философско-правового мышления Античного мира.
Тема 7. Цивилизационные модели философско-правового мышления: правовые ценности Европы Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу цивилизационных моделей философско-правового мышления Европы.
Тема 8. Цивилизационные модели философско-правового мышления: основные модели европейского правопонимания Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу основных моделей европейского правопонимания.
Тема 9. Цизилизационные модели философско-правового мышле­ния: русская цивилизация и ее исторические сломы Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу русской цивилизации.
Тема 10. Цивилизационные модели философско-правового мышления: русская онтология Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу русской онтологии.
Тема 11. Цивилизационные модели философско-правового мышления: православное правопонимание Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу православного правопонимания.
Тема 12. Цивилизационные модели философско-правового мышления: советское правопонимание Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу советского правопонимания.
Тема 13. Цивилизационные модели философоко-правового мышления: проблемы нового ценностного обоснования права в совре­менной России Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу проблем нового ценностного обоснования права в современной России.
Тема 14. Онтологическое /духовное/ понятие свободы и права, в русской традиции Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу онтологического (духовного) понятия свободы и права в русской традиции.

 

11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

Мультимедийный комплекс, в составе которого:

1. персональный компьютер;

2. интерактивная доска ActivBord;

3. проектор.

 

12. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

 

12.1 Формы текущего контроля

Формы текущего контроля составляют:

Устный опрос – контроль, проводимый после изучения материала по одному или нескольким темам (разделам) дисциплины в виде ответов на вопросы и обсуждения ситуаций.

Письменный контроль – контроль, предполагающий работу с поставленными вопросами, решением задач, анализом ситуаций, выполнением практических заданий по отдельным темам (разделам) курса.

 

12.2. Форма промежуточного контроля по дисциплине

Форма промежуточного контроля по дисциплине осуществляется в форме зачета и экзамена.

 

12.3. Балльно-рейтинговая оценка знаний студентов

 

Таблица 8

Наименование темы дисциплины Работа на занятиях[1] Выполнение контрольных работ[2]
Тема 1. Объект, предмет, методология изучения философии права
Тема 2. Уровни понимания права: онтология
Тема 3. Уровни понимания права: феноменология
Тема 4. Цивилизационные модели философско-правового мыш­ления: понятийный уровень
Тема 5. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Древний Восток
Тема 6. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Античный мир
Тема 7. Цивилизационные модели философско-правового мышления: правовые ценности Европы
Тема 8. Цивилизационные модели философско-правового мышления: основные модели европейского правопонимания
Тема 9. Цизилизационные модели философско-правового мышле­ния: русская цивилизация и ее исторические сломы
Тема 10. Цивилизационные модели философско-правового мышления: русская онтология
Тема 11. Цивилизационные модели философско-правового мышления: православное правопонимание
Тема 12. Цивилизационные модели философско-правового мышления: советское правопонимание
Тема 13. Цивилизационные модели философоко-правового мышления: проблемы нового ценностного обоснования права в совре­менной России
Тема 14. Онтологическое /духовное/ понятие свободы и права, в русской традиции
Итого

Общий балл текущей успеваемости складывается из следующих составляющих:

- посещаемость – студенту, посетившему все занятия, начисляется 15 баллов;

- выполнение заданий по дисциплине в течение семестра в соответствии с учебным планом. Студенту, выполнившему в срок и с высоким качеством все требуемые задания, начисляется 20 баллов;

- контрольные мероприятия (решение задач, тестирование, подготовка докладов) – максимальная оценка 25 баллов;

- устный ответ на экзамене – максимально 40 баллов.

Перевод балльных оценок в академические отметки «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» по
дисциплине производится по следующей шкале:

- «Отлично» - от 81 до 100 баллов — теоретическое содержание курса
освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы
с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой
обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено
числом баллов, близким к максимальному.

- «Хорошо» - от 61 до 80 баллов - теоретическое содержание курса
освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с
освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные
программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни
одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды
заданий выполнены с ошибками.

- «Удовлетворительно» - от 40 до 60 баллов - теоретическое
содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного
характера, необходимые практические навыки работы с освоенным
материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных
программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из
выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.

- «Неудовлетворительно» - менее 40 баллов - теоретическое содержание
курса не освоено, необходимые практические навыки работы не
сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки,
дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к
существенному повышению качества выполнения учебных заданий.

Текущий контроль[3] успеваемости осуществляется в первой половине семестра (первая аттестация) и во второй половине семестра (вторая аттестация – по состоянию на последний день занятий семестра).

 

13. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

13.1. Рекомендуемая литература

 

Список литературы составлен таким образом, чтобы дать студентам возможность самостоятельной ознакомиться с различными позициями и подходами известных ученых по наиболее актуальным проблемам дисциплины и после их изучения излагать свою точку зрения.