Санкт-Петербург
Комитет общего и профессионального образования
Ленинградской области
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА
Кафедра теории и истории государства и права
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе
доктор фил. наук, профессор
_______________Т.В. Мальцева
« _____ » ___________ 2013 г.
Рег. № _____________
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
«Философия права»
Код дисциплины Б3.В.ДВ.1
Направление подготовки 030900.62 – Юриспруденция
Профиль – Гражданское право
Профиль- Уголовное право
Квалификация (степень) – бакалавр
Санкт-Петербург
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА
Кафедра теории и истории государства и права
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе
доктор фил. наук, профессор
_______________Т.В. Мальцева
« _____ » ___________ 2014 г.
Рег. № _____________
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
«Философия права»
Код дисциплины Б3.В.ДВ.1
Направление подготовки 40.03.01 – Юриспруденция
Квалификация (степень) – бакалавр
Санкт-Петербург
Рабочая программа дисциплины составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки от «04» мая 2010 г. № 464 и в соответствии с рабочим учебным планом направления Юриспруденция (профиль - гражданское право; профиль – уголовное право), утвержденным ректором АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» от 29.06.2011 г. Протокол № 12/160.
СОСТАВИТЕЛЬ
Глушаков А.Ю., к.ю.н., доцент
НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР
Дементьев О.Ю. руководитель образовательного направления ООО Петербургская школа права, к.ю.н.
ОБСУЖДЕНО
на заседании кафедры теории и истории государства и права
от «02» сентября 2013 г. (протокол № 1).
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Основной целью дисциплины является ознакомление студентов с теми правовыми ценностями, которые выработаны человечеством на протяжении своей истории. Становление в современной России новой цивилизационной формы государственности, нового типа организации общественной и публичной власти, а также принципиально нового по своим политико-правовым параметрам типа социального и правового нормирования жизни требует кардинального переосмысления базовых правовых ценностей.
Основныезадачи дисциплины направлены на формирование следующих компетенций:
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
В правоприменительной деятельности:
- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
В правоохранительной деятельности:
- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
В экспертно-консультационной деятельности:
- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
- в педагогической деятельности:
- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17).
- МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу, вариативной части дисциплин по выбору (Б1.В.ДВ.2). Изучение «Философии права» осуществляется в тесной связи с такими дисциплинами как «Культурология», «Философия».
Изучение дисциплины преследует определенные цели, которые конкретизируются рядом частных задач. Так, изучив дисциплину, обучаемые должны:
Знать:
сущность, качественные признаки и критерии права, а также выработку представлений, единстве и различии права и закона, философских корней правовых взглядов, природу и сущность права;
Уметь:
анализировать системообразующие субстанциональные элементы правового бытия (правовой жизни); оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы.
раскрывать субстанциональные, универсальные, структурные, детерминационные и функциональные закономерности – всеобщих взаимодействий правового бытия.
Владеть:
навыками работы с правовыми актами;
навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.
- ОБЪЕМ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Таблица 1
Очная форма обучения
Объем часов и зачетных единиц по дисциплине
Наименование темы дисциплины | Всего часов | Формируемые компетенции | Аудиторные занятия по формам обучения | в том числе | Самостоятельная работа по формам обучения | |||
лекции | практические занятия | лабораторные работы (деловые игры) | Интерактивные формы обучения | |||||
Тема 1. Объект, предмет, методология изучения философии права | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | – | - | |||||
Тема 2. Уровни понимания права: онтология | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | – | - | |||||
Тема 3. Уровни понимания права: феноменология | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | – | - | |||||
Тема 4. Цивилизационные модели философско-правового мышления: понятийный уровень | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | – | - | |||||
Тема 5. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Древний Восток | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | – | - | |||||
Тема 6. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Античный мир | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | – | - | |||||
Тема 7. Цивилизационные модели философско-правового мышления: правовые ценности Европы | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | – | - | |||||
Тема 8. Цивилизационные модели философско-правового мышления: основные модели европейского правопонимания | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | – | - | |||||
Тема 9. Цизилизационные модели философско-правового мышления: русская цивилизация и ее исторические сломы | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | |||||
Тема 10. Цивилизационные модели философско-правового мышления: русская онтология | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | |||||
Тема 11. Цивилизационные модели философско-правового мышления: православное правопонимание | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | |||||
Тема 12. Цивилизационные модели философско-правового мышления: советское правопонимание | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | |||||
Тема 13. Цивилизационные модели философоко-правового мышления: проблемы нового ценностного обоснования права в современной России | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | |||||
Тема 14. Онтологическое /духовное/ понятие свободы и права, в русской традиции | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | |||||
Зачет | ||||||||
Всего часов (в т.ч. форма контроля) | - | - | ||||||
Зачетных единиц |
Таблица 2
Заочная форма обучения (полный срок обучения)
Объем часов и зачетных единиц по дисциплине
Наименование темы дисциплины | Всего часов | Формируемые компетенции | Аудиторные занятия по формам обучения | в том числе | Самостоятельная работа по формам обучения | |||
лекции | практические занятия | лабораторные работы (деловые игры) | Интерактивные формы обучения | |||||
Тема 1. Объект, предмет, методология изучения философии права | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | – | - | |||||
Тема 2. Уровни понимания права: онтология | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | – | - | |||||
Тема 3. Уровни понимания права: феноменология | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | – | - | |||||
Тема 4. Цивилизационные модели философско-правового мышления: понятийный уровень | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | – | - | ||
Тема 5. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Древний Восток | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | – | - | ||
Тема 6. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Античный мир | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | – | - | ||
Тема 7. Цивилизационные модели философско-правового мышления: правовые ценности Европы | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | – | - | ||
Тема 8. Цивилизационные модели философско-правового мышления: основные модели европейского правопонимания | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | – | - | ||
Тема 9. Цизилизационные модели философско-правового мышления: русская цивилизация и ее исторические сломы | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | - | - | ||
Тема 10. Цивилизационные модели философско-правового мышления: русская онтология | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | - | - | ||
Тема 11. Цивилизационные модели философско-правового мышления: православное правопонимание | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | |||||
Тема 12. Цивилизационные модели философско-правового мышления: советское правопонимание | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | - | - | ||
Тема 13. Цивилизационные модели философоко-правового мышления: проблемы нового ценностного обоснования права в современной России | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | - | - | ||
Тема 14. Онтологическое /духовное/ понятие свободы и права, в русской традиции | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | - | - | ||
Зачет | ||||||||
Всего часов (в т.ч. форма контроля) | - | - | ||||||
Зачетных единиц |
Таблица 3
Заочная форма обучения: на базе среднего профессионального образования
Объем часов и зачетных единиц по дисциплине
Наименование темы дисциплины | Всего часов | Формируемые компетенции | Аудиторные занятия по формам обучения | в том числе | Самостоятельная работа по формам обучения | |||
лекции | практические занятия | лабораторные работы (деловые игры) | Интерактивные формы обучения | |||||
Тема 1. Объект, предмет, методология изучения философии права | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | – | - | |||||
Тема 2. Уровни понимания права: онтология | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | – | - | |||||
Тема 3. Уровни понимания права: феноменология | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | – | - | ||||
Тема 4. Цивилизационные модели философско-правового мышления: понятийный уровень | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | – | - | ||
Тема 5. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Древний Восток | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | – | - | ||
Тема 6. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Античный мир | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | – | - | ||
Тема 7. Цивилизационные модели философско-правового мышления: правовые ценности Европы | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | – | - | ||
Тема 8. Цивилизационные модели философско-правового мышления: основные модели европейского правопонимания | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | – | - | ||
Тема 9. Цизилизационные модели философско-правового мышления: русская цивилизация и ее исторические сломы | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | - | - | ||
Тема 10. Цивилизационные модели философско-правового мышления: русская онтология | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | - | - | ||
Тема 11. Цивилизационные модели философско-правового мышления: православное правопонимание | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | |||||
Тема 12. Цивилизационные модели философско-правового мышления: советское правопонимание | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | - | - | ||
Тема 13. Цивилизационные модели философоко-правового мышления: проблемы нового ценностного обоснования права в современной России | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | - | - | ||
Тема 14. Онтологическое /духовное/ понятие свободы и права, в русской традиции | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | - | - | ||
Зачет | ||||||||
Всего часов (в т.ч. форма контроля) | - | - | ||||||
Зачетных единиц |
Таблица 4
Заочная форма обучения: на базе высшего профессионального образования
Объем часов и зачетных единиц по дисциплине
Наименование темы дисциплины | Всего часов | Формируемые компетенции | Аудиторные занятия по формам обучения | в том числе | Самостоятельная работа по формам обучения | |||
лекции | практические занятия | лабораторные работы (деловые игры) | Интерактивные формы обучения | |||||
Тема 1. Объект, предмет, методология изучения философии права | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | – | - | |||||
Тема 2. Уровни понимания права: онтология | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | – | - | |||||
Тема 3. Уровни понимания права: феноменология | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | – | - | ||||
Тема 4. Цивилизационные модели философско-правового мышления: понятийный уровень | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | – | - | ||
Тема 5. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Древний Восток | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | – | - | ||
Тема 6. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Античный мир | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | – | - | ||
Тема 7. Цивилизационные модели философско-правового мышления: правовые ценности Европы | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | – | - | ||
Тема 8. Цивилизационные модели философско-правового мышления: основные модели европейского правопонимания | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | – | - | ||
Тема 9. Цизилизационные модели философско-правового мышления: русская цивилизация и ее исторические сломы | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | - | - | ||
Тема 10. Цивилизационные модели философско-правового мышления: русская онтология | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | - | - | ||
Тема 11. Цивилизационные модели философско-правового мышления: православное правопонимание | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | |||||
Тема 12. Цивилизационные модели философско-правового мышления: советское правопонимание | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | - | - | ||
Тема 13. Цивилизационные модели философоко-правового мышления: проблемы нового ценностного обоснования права в современной России | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | - | - | ||
Тема 14. Онтологическое /духовное/ понятие свободы и права, в русской традиции | ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 | - | - | - | - | - | ||
Зачет | ||||||||
Всего часов (в т.ч. форма контроля) | - | - | ||||||
Зачетных единиц |
4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ