Санкт-Петербург

Комитет общего и профессионального образования

Ленинградской области

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

Кафедра теории и истории государства и права

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

доктор фил. наук, профессор

_______________Т.В. Мальцева

« _____ » ___________ 2013 г.

Рег. № _____________

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«Философия права»

 

Код дисциплины Б3.В.ДВ.1

Направление подготовки 030900.62 – Юриспруденция

 

Профиль – Гражданское право

Профиль- Уголовное право

 

Квалификация (степень) – бакалавр

 

 

Санкт-Петербург

 

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

Кафедра теории и истории государства и права

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

доктор фил. наук, профессор

_______________Т.В. Мальцева

« _____ » ___________ 2014 г.

Рег. № _____________

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«Философия права»

 

Код дисциплины Б3.В.ДВ.1

Направление подготовки 40.03.01 – Юриспруденция

 

 

Квалификация (степень) – бакалавр

 

Санкт-Петербург

 

Рабочая программа дисциплины составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки от «04» мая 2010 г. № 464 и в соответствии с рабочим учебным планом направления Юриспруденция (профиль - гражданское право; профиль – уголовное право), утвержденным ректором АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» от 29.06.2011 г. Протокол № 12/160.

 

СОСТАВИТЕЛЬ

Глушаков А.Ю., к.ю.н., доцент

 

 

НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР

Дементьев О.Ю. руководитель образовательного направления ООО Петербургская школа права, к.ю.н.

 

 

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры теории и истории государства и права

от «02» сентября 2013 г. (протокол № 1).

 

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основной целью дисциплины является ознакомление студентов с теми правовыми ценностями, которые выработаны человечеством на протяжении своей истории. Становление в современной России новой цивилизационной формы государственности, нового типа организации общественной и публич­ной власти, а также принципиально нового по своим политико-правовым параметрам типа социального и правового нормирования жизни требует кардинального переосмысления базовых правовых ценностей.

Основныезадачи дисциплины направлены на формирование следующих компетенций:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

В правоприменительной деятельности:

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

В правоохранительной деятельности:

- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

В экспертно-консультационной деятельности:

- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

- в педагогической деятельности:

- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17).

 

  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу, вариативной части дисциплин по выбору (Б1.В.ДВ.2). Изучение «Философии права» осуществляется в тесной связи с такими дисциплинами как «Культурология», «Философия».

Изучение дисциплины преследует определенные цели, которые конкретизируются рядом частных задач. Так, изучив дисциплину, обучаемые должны:

Знать:

сущность, качественные признаки и критерии права, а также выработку представлений, единстве и различии права и закона, философских корней правовых взглядов, природу и сущность права;

Уметь:

анализировать системообразующие субстанциональные элементы правового бытия (правовой жизни); оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы.

раскрывать субстанциональные, универсальные, структурные, детерминационные и функциональные закономерности – всеобщих взаимодействий правового бытия.

Владеть:

навыками работы с правовыми актами;

навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.

 

 


  1. ОБЪЕМ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Таблица 1

Очная форма обучения

Объем часов и зачетных единиц по дисциплине

Наименование темы дисциплины Всего часов Формируемые компетенции Аудиторные занятия по формам обучения в том числе Самостоятельная работа по формам обучения
лекции практические занятия лабораторные работы (деловые игры) Интерактивные формы обучения
Тема 1. Объект, предмет, методология изучения философии права ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 -
Тема 2. Уровни понимания права: онтология ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 -
Тема 3. Уровни понимания права: феноменология ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 -
Тема 4. Цивилизационные модели философско-правового мыш­ления: понятийный уровень ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 -
Тема 5. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Древний Восток ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 -
Тема 6. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Античный мир ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 -
Тема 7. Цивилизационные модели философско-правового мышления: правовые ценности Европы ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 -
Тема 8. Цивилизационные модели философско-правового мышления: основные модели европейского правопонимания ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 -
Тема 9. Цизилизационные модели философско-правового мышле­ния: русская цивилизация и ее исторические сломы ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - -
Тема 10. Цивилизационные модели философско-правового мышления: русская онтология ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - -
Тема 11. Цивилизационные модели философско-правового мышления: православное правопонимание ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - -
Тема 12. Цивилизационные модели философско-правового мышления: советское правопонимание ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - -
Тема 13. Цивилизационные модели философоко-правового мышления: проблемы нового ценностного обоснования права в совре­менной России ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - -
Тема 14. Онтологическое /духовное/ понятие свободы и права, в русской традиции ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - -
Зачет                
Всего часов (в т.ч. форма контроля)   - -
Зачетных единиц              

Таблица 2

Заочная форма обучения (полный срок обучения)

Объем часов и зачетных единиц по дисциплине

Наименование темы дисциплины Всего часов Формируемые компетенции Аудиторные занятия по формам обучения в том числе Самостоятельная работа по формам обучения
лекции практические занятия лабораторные работы (деловые игры) Интерактивные формы обучения
Тема 1. Объект, предмет, методология изучения философии права ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 -
Тема 2. Уровни понимания права: онтология ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 -
Тема 3. Уровни понимания права: феноменология ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 -
Тема 4. Цивилизационные модели философско-правового мыш­ления: понятийный уровень ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -
Тема 5. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Древний Восток ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -
Тема 6. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Античный мир ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -
Тема 7. Цивилизационные модели философско-правового мышления: правовые ценности Европы ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -
Тема 8. Цивилизационные модели философско-правового мышления: основные модели европейского правопонимания ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -
Тема 9. Цизилизационные модели философско-правового мышле­ния: русская цивилизация и ее исторические сломы ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -
Тема 10. Цивилизационные модели философско-правового мышления: русская онтология ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -
Тема 11. Цивилизационные модели философско-правового мышления: православное правопонимание ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       - -
Тема 12. Цивилизационные модели философско-правового мышления: советское правопонимание ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -
Тема 13. Цивилизационные модели философоко-правового мышления: проблемы нового ценностного обоснования права в совре­менной России ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -
Тема 14. Онтологическое /духовное/ понятие свободы и права, в русской традиции ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -
Зачет              
Всего часов (в т.ч. форма контроля)   - -
Зачетных единиц              

Таблица 3

Заочная форма обучения: на базе среднего профессионального образования

Объем часов и зачетных единиц по дисциплине

Наименование темы дисциплины Всего часов Формируемые компетенции Аудиторные занятия по формам обучения в том числе Самостоятельная работа по формам обучения
лекции практические занятия лабораторные работы (деловые игры) Интерактивные формы обучения
Тема 1. Объект, предмет, методология изучения философии права ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 -
Тема 2. Уровни понимания права: онтология ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 -
Тема 3. Уровни понимания права: феноменология ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - -
Тема 4. Цивилизационные модели философско-правового мыш­ления: понятийный уровень ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -
Тема 5. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Древний Восток ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -
Тема 6. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Античный мир ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -
Тема 7. Цивилизационные модели философско-правового мышления: правовые ценности Европы ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -
Тема 8. Цивилизационные модели философско-правового мышления: основные модели европейского правопонимания ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -
Тема 9. Цизилизационные модели философско-правового мышле­ния: русская цивилизация и ее исторические сломы ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -
Тема 10. Цивилизационные модели философско-правового мышления: русская онтология ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -
Тема 11. Цивилизационные модели философско-правового мышления: православное правопонимание ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       - -
Тема 12. Цивилизационные модели философско-правового мышления: советское правопонимание ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -
Тема 13. Цивилизационные модели философоко-правового мышления: проблемы нового ценностного обоснования права в совре­менной России ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -
Тема 14. Онтологическое /духовное/ понятие свободы и права, в русской традиции ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -
Зачет              
Всего часов (в т.ч. форма контроля)   - -
Зачетных единиц              

Таблица 4

Заочная форма обучения: на базе высшего профессионального образования

Объем часов и зачетных единиц по дисциплине

Наименование темы дисциплины Всего часов Формируемые компетенции Аудиторные занятия по формам обучения в том числе Самостоятельная работа по формам обучения
лекции практические занятия лабораторные работы (деловые игры) Интерактивные формы обучения
Тема 1. Объект, предмет, методология изучения философии права ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 -
Тема 2. Уровни понимания права: онтология ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 -
Тема 3. Уровни понимания права: феноменология ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - -
Тема 4. Цивилизационные модели философско-правового мыш­ления: понятийный уровень ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -
Тема 5. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Древний Восток ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -
Тема 6. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Античный мир ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -
Тема 7. Цивилизационные модели философско-правового мышления: правовые ценности Европы ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -
Тема 8. Цивилизационные модели философско-правового мышления: основные модели европейского правопонимания ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -
Тема 9. Цизилизационные модели философско-правового мышле­ния: русская цивилизация и ее исторические сломы ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -
Тема 10. Цивилизационные модели философско-правового мышления: русская онтология ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -
Тема 11. Цивилизационные модели философско-правового мышления: православное правопонимание ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       - -
Тема 12. Цивилизационные модели философско-правового мышления: советское правопонимание ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -
Тема 13. Цивилизационные модели философоко-правового мышления: проблемы нового ценностного обоснования права в совре­менной России ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -
Тема 14. Онтологическое /духовное/ понятие свободы и права, в русской традиции ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -
Зачет              
Всего часов (в т.ч. форма контроля)   - -
Зачетных единиц              

4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ