Всякое изменение вообще - есть движение.
Материя тесно связана с движением, а оно существует в виде конкретных своих форм. Движение - есть способ существования материальных систем.
Основными формами движения материи являются: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Впервые эту классификацию предложил Ф. Энгельс в присутствии с уровнем развития науки второй половины XIX века. Современный этап философского и научного познания мира предоставляет широкие возможности для разнообразных интерпретаций многообразия форм движения материи. Так, в настоящее время существует множество мнений о том, что самостоятельными формами движения являются геологическое, экологическое, компьютерное и др. Сегодня акцентируется внимание на процессах самоорганизации в мире.
Характеризуя формы движения материи и их взаимосвязь необходимо обратить внимание на следующие моменты. Каждая форма качественно специфична, но все они неразрывно связаны и при определенных условиях могут переходить друг в друга. Между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших, однако, не являются их простой суммой. Высшие формы обладают своими собственными закономерностями, качественным своеобразием.
Если движение - это способ существования материи, то пространство и время - это формы существования материи.
Движение материи происходит в пространственно-временных формах, как коренных условиях всякого бытия.
Пространство - это объективная форма существования материи, которая характеризует взаимное расположение материальных объектов; способность их занимать определенный об и иметь определенную форму, структуру.
Время— это объективная форма существования материи выражающая длительность существования и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов, систем и процессов.
Пространство и время - это не самостоятельные сущности, а формы существования движущейся материи. Они зависят от и определяются ею. Анализ проблемы пространства и время предполагает различие понятий: реальное пространство и время, перцептуальное пространство и время, концептуальное пространство и время.
Реальное пространство и время характеризует объектные пространственно-временные свойства и отношения самих реальных предметов и явлений, существующих независимо человека в пространственно-временной организации мира.
С возникновением человека, возникают и формы отражения человеком в его сознании пространственно-временных свойств предметов. Это отражение существует на двух основных уровня перцептуальном и концептуальном.
На перцептуальном уровне - человек познает пространственно-временные формы при помощи органов чувств и формирует чувственные образы, представления. Эти представления являются индивидуальными, зависят от физиологических и психологических факторов.
Концептуальное пространство и время — выражает теоретический уровень знаний о пространственно-временной организации мира. Это учения, концепции, теории пространства и времени. Они зависят не от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития общества, науки, культуры, являются общезначимыми для своей эпохи и индивидуальных особенностей человека.
В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная.
Субстанциальная концепция - рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе независимо от материальных объектов. Пространство и время это пустое вместилище, оно однородно и неизменно. Здесь пространство и время рассматриваются как самостоятельные субстанции.
Если предположить, что все вещи исчезнут, то останется пространство и время. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона (концепция классической механики), который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.
Реляционная концепция - рассматривает пространство и Время как особого рода отношения между объектами и процессами, которые вне их существовать не могут. Пространственно-временные свойства зависят от характера и скорости движущихся материальных систем и выступают как отношения между этими движущимися материальными системами. Реляционной концепции пространства и времени в истории философии придерживались I Аристотель, Августин Блаженный, И. Кант. К реляционной концепции относится теория относительности Эйнштейна. В соответствии с ее положениями, при приближении скорости движения тела к скорости света линейные параметры тела уменьшаются, а ритм течения времени замедляется.
Философское учение о пространстве и времени включают анализ всеобщих и особенных свойств пространства и времени. К всеобщим свойствам относят: объективность, универсальность, неисчерпаемое многообразие пространственно-временных форм в различных уровнях организации материи. К особенным свойствам относят: трехмерность реального пространства и одномерность, необратимость временных отношений. Реальное пространство трехмерно, т.е. для нахождения любого тела в пространстве необходимо и достаточно указать три его координаты. Время необратимо, однонаправлено. Все события, изменяясь во времени, развиваются от прошлого через настоящее к будущему. Невозможное абсолютное повторение событий.
Вопрос
Диалектика как философская концепция развитияНаиболее разработанными формами диалектики как учения о развитии всего сущего является ее идеалистическая версия в исполнении Гегеля и материалистическая – Маркса и Энгельса. При создании теории диалектики эти мыслители отталкивались от различных основ. Гегель начинал с анализа истории развития духа, культуры, Маркс и Энгельс – материального мира (Маркс специализировался на исследовании «социальной материи», общественного бытия. Энгельс – природы). Несмотря на то, что первая теория стояла «на голове», а вторая «на ногах», в содержательном плане обнаруженные с их помощью универсальные законы развития бытия оказались тождественными. В концептуальные основания диалектики входит ряд принципов. Важнейшими среди них являются два: 1) принцип развития – в мире все подвержено качественным изменениям; 2) принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений – в мире всѐ связано со всем, он системно организован. Мыслить диалектически – значит опираться на эти принципы, метафизически – ориентироваться на противоположные методологические предписания. Устойчивые, существенные, необходимые связи между явлениями именуются законами. Законы, открываемые частными науками, имеют ограниченную сферу действия. Законам диалектики присущ всеобщий характер, им подчиняется всѐ сущее. Наличие в динамической организации объективных законов позволяет представить развитие как единство изменчивого и устойчивого. Абсолютизация момента изменчивости приводит к релятивизму, а устойчивости – различным формам метафизики. К важнейшим законам, которые раскрывают наиболее существенные грани развития, обычно относят:
• закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Согласно ему, изменения, происходящие с явлением, рано или поздно нарушают его меру (т.е. определенное единство качества и количества) и вызывают переход в новое качественное состояние. Этот закон раскрывает механизм развития, он отвечает на вопрос: «как совершается развитие»?
• закон единства и «борьбы» противоположностей. Он, утверждает, что в мире все раздвоено на противоположности. Они и обуславливают друг друга, и находятся в состоянии постоянного напряжения, противоборства. Исчезновение одних противоположностей приводит к появлению других и всѐ повторяется сначала. Это и является движущей силой развития. В марксистской философии особо подчеркивался момент непримиримости, отторжения противоположностей друг другом («борьбы»).
Новейшая наука, в частности синергетика, показала, что не меньшее значение для развития имеет согласованность, скооперированность, единство противоположностей. Поэтому данный закон иногда выступает под названием «закон взаимодействия противоположностей». Он раскрывает источник развития и отвечает на вопрос: «что является источником развития»?
• закон отрицания отрицания. В процессе возникновения нового качества на основе взаимодействия противоположностей происходит уничтожение одних
и удержание других элементов. Исчезает то, что препятствует дальнейшему развитию, сохраняются ростки нового. Цепочка подобных диалектических отрицаний в перспективе завершается как бы возвращением к тому, что было, повторением старого, но на новой основе. В итоге развитие приобретает спиралеобразную форму. Данный закон раскрывает направление развития. Он отвечает на вопрос: «куда направлено развитие»? Диалектика открыла ряд других законов, в которых раскрываются важные стороны процессов развития.
• закон соотношения единичного и общего: всякое общее существует в форме единичного, а во всяком единичном присутствует момент общего;
закон соотношения необходимости и случайности: случайное есть форма проявления и дополнения необходимости, а необходимое является пересечением массы случайностей;
• закон соотношения содержания и формы: всякое содержание оформлено, а всякая форма содержательна;
• закон соотношения причины и следствия: всякое явление причинно обусловлено, а всякая причина имеет свое основание;
• закон соотношения возможности и действительности: всякая действительность есть реализованная возможность, а всякая возможность – потенциальная действительность;
• закон соотношения сущности и явления: всякая сущность является, а всякое явление существенно и др.
Все законы диалектики формулируются на языке категорий (универсальных понятий). Ряд ранее перечисленных категорий диалектики (единичное и общее, необходимое и случайное, содержание и форма, причина и следствие, возможность и действительность, сущность и явление) можно продолжить (часть и целое, простое и сложное, низшее и высшее, элемент и система, структура и функция и др.). С логической точки зрения категории диалектики являются всеобщими формами мысли. С гносеологической – результатом и эффективным средством познавательной деятельности. С онтологической – отражением того общего, что свойственно всем формам материального и духовного бытия. Развернутая система категорий диалектики есть предельно обобщенный идеальный образ динамичного мира.
Б Поскольку синергетика концентрирует свой исследовательский интерес на изучении порядка и хаоса, ее проблематика неизбежно пересекается с проблемной сферой философии и религии, которые в течение многих веков развивали свои представления об источниках, движущих силах и законах миропорядка и мироор-ганизации, являющихся предельными основаниями мироописания.
Обнаружение целого ряда параллелей между положениями теории самоорганизации и идеями различных философских концепций, а также положениями древних космогоний, христианского мистицизма и восточных религий, позволяет не только существенно расширить научную аргументацию в исследованиях процессов самоорганизации за счет привлечения нетрадиционного знания, но и в более широком методологическом контексте выйти на проблематику нового понимания рациональности, принципиально важную для современной философии науки.
В данном аспекте речь может идти о формировании нового синтеза науки, философии и религии, в рамках такой "рациональной схемы мысли" (А. Н. Уайтхед), в которой обретают свое истолкование феномены, расширяющие представления о научной рациональности (интуиция, образное восприятие, спонтанность мышления и т.д.) — феномены, связанные с такими параметрами бытия и мироописания как нелинейность, поливероятность, бифуркационность, неравновесность и др., ставшие предметом изучения синергетики. Роль синергетики в становлении такого синтеза видится автору в том, что она привносит современное естественнонаучное обоснование (экспериментальное подтверждение, терминологическое описание) в осмысление вечных метафизических смыслов бытия и мироупорядочения, обозначенных в человеческой культуре еще до появления классических форм рациональности и не утративших своей актуальности вне зависимости от эволюции этих форм.