Дилемма эмпиризма и рационализма

В философии Нового времени одной из центральных проблем теории познания явилась проблема эмпиризма и рационализма. Сторонники эмпиризма утверждали, что чувственный опыт является источником знания, а содержание знания может быть пред-ставлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Они критиковали ра-ционалистов, утверждая, что в разуме нет ничего, что прежде не содержалось бы в чув-ствах. Из ранних сторонников эмпиризма следует отметить Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка. Э. Кондильяка, которые стояли на материалистических позициях, а также Дж. Беркли, Д. Юма – представителей идеалистического эмпиризма.

Эмпиризму противостоит рационализм, признающий разум (ratio) основой по-знания и действия людей. Рационализм сложился в период Нового времени на основе успехов математики и естествознания. Видными представителями рационализма яви-лись Р. Декарт, Спиноза, Мальбранш, Лейбниц.

Эти два направления различаются и по использованию методов познавательной деятельности. Сторонники эмпиризма делают упор на индуктивный метод (от чувст-венных данных – к размышлению, обобщениям, теории). Рационалисты же используют дедукцию – от общего к частному, от истин разума к истолкованию фактов.

Рационализм и эмпиризм в своих крайних проявлениях страдают односторонностью. Их умеренные формы сближаются и дополняют друг друга. Разработка эмпиризма и рацио-нализма в итоге явилась углублением знаний о механизмах познавательной деятельности.

Вопрос