Антропоцентризм философской мысли Возрождения
Возрождением или Ренессансом принято называть широкое идеологическое и куль-турное движение, возникшее в странах Западной и Центральной Европы в процессе их пере-хода от средних веков к Новому времени. Само название эпохи – Возрождение, впервые употребленное итальянским гуманистом Дж. Вазари в трактате «Жизнеописания знамени-тых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550), указывает на стремление ее деятелей возродить в новых исторических условиях культурные ценности древнего мира. Возрождение охваты-вает XV–XVII вв., для которых характерно развитие светского знания и гуманистического движения. В философии усиливаются антисхоластические настроения, что стимулировало секуляризацию – освобождение от господства религии и церковной идеологии.
В разных странах Европы начало Возрождения имеет свой отсчет. Родиной же Возрождения (Рисорджименто) является Италия, а центром нового мироощущения Флоренция («город цветов»). Предвосхитил эту эпоху гуманизма флорентиец Данте Алигьери (1265–1321). Свое новое мировосприятие он изложил в трактатах «Пир», «О монархии», а также в знаменитой «Божественной комедии».
«Отцом гуманизма» называют крупного деятеля итальянской культуры XIV ве-ка Франческо Петрарку (1304–1374), знаменитого автора сонетов, обращенных к Лау-ре, а также автора трактата «О собственном незнании и незнании других», диалога «Моя тайна» и других произведений, в которых он критикует мнимую ученость схола-стов и прославляет человека с его страстями, радостями и печалями.
Флорентиец Джованни Боккаччо (1313–1375) – выдающийся итальянский гума-нист, ученый-филолог. В «Декамероне» (греч. «десятиднев»), в подлинной энциклопе-дии итальянской жизни эпохи Возрождения он разоблачал развратное и лицемерное духовенство. В Белоруссии с творчеством Боккаччо познакомились еще в XVI в., когда белорусский гуманист С. Будный перевел один из эпизодов «Декамерона».
В период Возрождения активны были не только итальянские мыслители. Среди не-итальянцев следует назвать нидерландского мудреца Эразма Роттердамского (главный труд – «Похвала глупости»), англичанина Джефри Чосера («Контерберий-ские рассказы»), французского эмпирика Мишеля Монтеня («Опыты») и других На территории современной Беларуси проявили себя как широкомасштабные и смелые мыслители: Франциск Скорина, Николай Гусовский, Симон Будный.
Наряду с возрожденческими тенденциями в XV–XVI вв. проявило себя могучее движение Реформации. Коренное отличие Реформации и Возрождения состоит в том, что Возрождение в основном имело светскую направленность, а Реформация осущест-влялась в религиозных рамках. Такие великие реформаторы, как Мартин Лютер (1483–1546), Ульрих Цвингли (1484–1531), Жан Кальвин (1509–1564) выступили с идея-ми реформирования религии и церкви, положив начало протестантизму. Они выступи-ли против церкви как единственного посредника между богом и человеком, против продажи так называемых индульгенций (сертификатов об отпущении грехов), за пол-ную свободу человека в рамках верования, за прямое общение человека с богом («бог в сердце каждого человека»).
В эпоху Ренессанса были сделаны крупные открытия, технические изобретения. На этой основе начала развиваться своеобразная философия природы-натурфилософия. В последующем она оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени. Натурфилософия эпохи Ренессанса зачастую носила пантеистический характер, т.е. Бог отрицался как творец мира, но он отождествлялся с природой.
Первым пантеистическим философом эпохи Возрождения исследователи считают немецкого кардинала, ближайшего советника папы Пия II Николая Кузанского. Основные его труды: «Об ученом незнании», «О предположениях», «Книги простеца», «Апология ученого незнания», «О вершине созерцания». В них Н. Кузанский развивает ряд важных идей. Прежде всего, это идея взаимосвязи всех природных явлений, а также идея о бесконечности Вселенной, о человеке как микрокосме, о принципе совпадения противоположностей. Для большей наглядности принципа совпадения противоположностей в бесконечности Н. Кузанский приводит примеры из математики. При увеличении радиуса круга до бесконечности, у круга диаметр совпадает с окружностью, а точка и прямая представляют одно и тоже. Совпадение противоположностей- важнейший методологический принцип философии Н. Кузанского. Поэтому его с полным правом можно назвать основоположником новоевропейской диалектики.
Величайшим открытием эпохи Возрождения явилась гелиоцентрическая система мира польского астронома Николая Коперника. В опубликованной в 1543 г. книге «О вращении небесных сфер» обосновывались идеи, которые не только определяли характер посыледующей научной революции, но и сыграли решающую роль в радикальном пересмотре философских представлений о мире.
Гелиоцентризм Н. Коперника лишал Землю ее исключительного положения как неподвижного центра мироздания, вел к пересмотру всей физической структуры мира, в котором не оставалась места для «небесной иерархии» христианского богословия. Его учение открывало путь к новой космологии, вокруг которой развивались главные идеологические битвы конца XVI - начала XVII вв.
Философские аспекты теории Н. Коперника развил Дж. Бруно. Его заслуга состоит в том, что он отказался от позиции своего предшественника, согласно которой Солнце представлялось как абсолютный центр Вселенной. Такого центра, по мнению Дж. Бруно, вообще нет. Любая планета может быть истолкована как центр Вселенной. Солнце лишь относительный центр, т.е. центр нашей планетной системы, но таковых миров во Вселенной бесчисленное множество. В работе «О бесконечности, Вселенной и мирах» он заявлял: «Я провозглашаю существование бесчисленных отдельных миров, подобных миру этой Земли. Вместе с Пифагором я считаю ее светилом, подобным Луне, другим планетам, другим звездам, число которых бесконечно. Все эти небесные тела составляют бесчисленные миры. Они образуют бесконечную Вселенную в бесконечном пространстве...».
Дж. Бруно провозглашает бесконечность Вселенной, считает се вечной, несотворимой и неуничтожимой. Он не отрицает Бога, по его Бог - это Вселенная, которая одновременно и творящая и творимая, и причина и следствие. Пантеизм в этих рассуждениях Дж. Бруно отчетливо виден. У него нет Бога, стоящего над миром и диктующим ему свои законы. Бог растворен в природе.
Натурфилософским взглядам Дж. Бруно присущи элементы диалектики, которую он во многом черпает из античных источников. Отмечая постоянную изменчивость всех вещей и явлений, Дж. Бруно утверждает, что в течение многих веков изменялась и Земля, моря превращались в континенты, а континенты в моря.
В 1592 г. Дж. Бруно был обвинен церковью в ереси и заключен в тюрьму. В 1600 г. его по приговору суда инквизиции сожгли на костре.
Натурфилософские идеи эпохи Возрождения получили продолжение в трудах Галилео Галилея. Он снискал себе славу «Колумба неба». Галилей интересовался различными техническими проблемами: изобрел усовершенствованную водополивную машину, сконструировал телескоп, открыл кратеры и хребты на Луне, разглядел пятна на Солнце, установил, что Млечный путь - это не туманность как утверждал Аристотель, не светлая дорога в рай, как говорилось в Священном писании, а скопление многих звезд.
Природу Галилей рассматривал не как божественное творение. А как совокупность объективных законов, познаваемых разумом. Тем самым он заложил основы материалистической тенденции в философии, что нашло свое выражении в последующих философских системах Нового времени.
Вопрос
Потребности идущего к власти класса буржуазии, потребности развития про-мышленности и развития естественных наук в философском плане наиболее полно в начале Нового времени получили свое выражение в философии Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка и других английских материалистов. VII в.
Родоначальником английского материализма явился Фрэнсис Бэкон (1561–1626). Он был широко образованным человеком; занимал видные государственные должности (лорд-хранитель большой печати, а затем лорд-канцлер), был обвинен парламентом в коррупции, осужден, но впоследствии приговор был отменен, и последние пять лет своей жизни философ посвятил исключительно научным занятиям.
Важнейшие сочинения Ф. Бэкона: «Новый Органон» (ср. с соч. Аристотеля «Ор-ганон»), «Великое восстановление наук», «Новая Атлантида», «Опыты политические и моральные». В своих трудах Бэкон выступил против схоластики, считал ее так же бес-плодной, как девственницу, посвятившую себя богу. Схоластов он уподоблял паукам, ткущим паутину из самих себя, критиковал также жалких эмпириков, сравнивая их с муравьями, которые все что попало тащат в муравейник; истинный ученый, по Бэкону, подобен пчеле, которая трудится не меньше муравья, но берет от цветков только самое лучшее – нектар. Бэкону приписывают знаменитую формулу: «Знание - сила». В «Ве-ликом восстановлении наук» Бэкон ратует за реформу и систематизацию научного зна-ния. Он составил три таблицы: в одну поместил бесспорные, достоверные знания (фак-ты, явления, законы природы и др.), в другую – явно ошибочные, предрассудки и за-блуждения, в третью – знания непроверенные, над проверкой и уточнением которых должны работать ученые. Ф. Бэкон разрабатывал индуктивный метод познания (от фактов – к обобщениям, к теории), в более узком смысле ратовал за разумный эмпи-ризм и сенсуализм, стремился к внедрению в науку экспериментального метода.
На пути к истинному познанию, по Бэкону, люди испытывают 4 вида трудно-стей («идолов», или «призраков»). Это «идолы» рода, пещеры, рынка и театра. «Идолы рода» – это недостатки, присущие всему роду человеческому (человек не так хорошо видит, как орел, не так хорошо слышит, как собака; родится слабым, живет не слишком долго и т.д.). Преодоление этих затруднений – в создании специальной техники, увели чении возможностей человека. «Идолы пещеры» - это недостатки индивидуального разви-тия, воспитания человека (человек оказывается в плену предрассудков своего конкретного окружения, зависим от узкого круга общения). Эти недостатки преодолеваются расширени-ем общения, системой общего образования и воспитания, приобщением к общечеловече-ским знаниям и ценностям. «Идолы рынка» - это засоренность языка, в том числе научного, бессмысленными терминами (наподобие ругательств на базаре), путаница в словоупотреб-лении (например, когда разные объекты именуются одинаково и когда одни и те же – по-разному). Бэкон выступил за унификацию научной терминологии (тем самым, предвосхитив позднейший лингвистический анализ, или семиотику). «Идолами театра» он считал пре-вратное представление о мире, преклонение перед авторитетами (наподобие того, как в теат-ре зрители могут воспринимать происходящее на сцене в качестве реальности).
В целом Ф. Бэкон придавал науке огромную социальную роль, считая ее не са-моцелью, а средством, которое должно состоять в познании связи природных явлений ради их использования для общего блага людей. Сама наука должна, по Бэкону, бази-роваться на опытных данных, эксперименте (сам мыслитель стал жертвой им самим произведенного эксперимента по замораживанию кур: получил простуду и умер).