Атомизм

Основные принципы атомической философии были выдвинуты Левкиппом (ок. 500–440 гг. до н.э.). Он признавал бесчисленные, постоянно движущиеся частицы – атомы, имеющие бесконечное множество форм. Однако его сочинения до нас не дош-ли. Известно, что он был учителем Демокрита (ок. 460–370 гг. до н.э.), написавшего множество произведений.

Согласно учению Левкиппа – Демокрита, в мире существуют только атомы и пустота. Атомы характеризуются величиной, формой, порядком и положением. Они движутся в пустоте; из их сочетаний и комбинаций возникает все сущее в мире. Атомы неделимы и движутся благодаря соударениям.

Демокрит – сторонник строгой необходимости. Он выступал против понятия случайности, т.к. считал ее попыткой людей скрыть свою неспособность найти многие причины явлений. В теории познания Демокрит выделяет познание темное и светлое (чувственное и разумное). Он также создал теорию эйдолов, или образов, которые ис-ходят от познаваемых предметов как некие мелкие копии их и попадающие на органы чувств познающего субъекта, человека.

В понимании общественной жизни Демокрит исходит из того, что движущей силой развития общества являются потребности людей, их нужда. Он высоко ценит свободу, творческую активность людей, их уравновешенность, умеренность. Из мо-ральных качеств он ставит на первые места долг, справедливость, добродетель.

Из последователей Демокрита наиболее крупным был философ эллинистического периода Эпикур (342–371 гг. до н.э.). Учение Демокрита он дополнил и развил. Так, к су-щественным свойствам атомов он добавил тяжесть и способность отклоняться от прямой. По Эпикуру, в мире есть и необходимость, и свобода. И у человека есть возмож-ность выбора. Душа – это тончайшая материя, особые атомы. Этика Эпикура материа-листична, сенсуалистична, оптимистична. Эпикур – эвдемонист; он считал удовольст-вие не чем иным, как отсутствием страдания, а высшее удовольствие видел в изучении философии, в приобретении духовных ценностей (например, в общении с друзьями).

В дальнейшем последовательным защитником атомистического учения Эпикура стал римский поэт-мыслитель Тит Лукреций Кар (99–44 гг. до н.э.). Ему принадлежит выдающаяся философская поэма «О природе вещей», в которой он развивает эвдемо-нистические и атеистические воззрения Эпикура. Лукреций сделал смелую попытку применить атомизм к пониманию всего происходящего в мире – в природе, обществе, в познании.

Вопрос