Общество как объект философского анализа. Основные теоретические модели развития общества.

Понятие «общество» является одним из наиболее часто употребляемых в гуманитарных дисциплинах, в повседневном общении людей, а также в средствах массовой информации. В зависимости от научных, политических интересов или направленности исторического анализа это понятие может использоваться в различных значениях. В курсе истории речь идёт об античном, средневековом или буржуазном обществе; в политологии и социологии – об американском, западноевропейском, белорусском обществе; в экономических науках – об индустриальном, постиндустриальном, рыночном обществе. Часто общество понимается как совокупность людей в границах определённого государства. Обществом называют и всю совокупность ранее существовавших или ныне существующих социально-исторических организмов, вместе взятых, что позволяет вести речь об обществе в целом или же о человечестве.

Мы будем исходить из того, что общество представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности. Человеческие индивиды, образуя определённую общность, вступают между собой в связи и отношения, в процессе которых реализуют свои интересы и потребности. Общество – не простое скопление людей, а определённая система, в рамках которой люди взаимодействуют между собой в соответствии с исторически выработанными правилами, нормами и ценностными ориентациями.

Вопросы функционирования общества волновали умы людей с древнейших времён. По Платону, общество возникает в силу того, что люди нуждаются друг в друге для удовлетворения своих потребностей. По утверждению Аристотеля человек есть «существо политическое» и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Человек во всей полноте способен реализовать свои возможности, самого себя только в государстве, с его обычаями, традициями и принятыми образцами поведения.

Средневековые мыслители в трактовке истории человечества, как правило, апеллировали к божественному провидению: история предопределена Богом; все пороки – результат грехопадения людей; общество основано на неравенстве, с которым люди должны смириться. Августин, например, усматривал во всемирной истории постепенно устанавливающуюся противоположность государства Божьего и мирского, прототипами которых служили церковь и Римская империя.

В XVII-XVIII вв. оформляются договорные (контрактные) теории происхождения государства (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо).С точки зрения сторонников этих теорий, государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном, догосударственном состоянии, но потом для того чтобы обеспечить свои права и свободы, решили создать государственные институты. В общественном договоре заключён суверенитет народа и его нельзя отчуждать в пользу кого бы то ни было.

В XIX в. были созданы основы марксистскогоучения о классах и государстве. В его основе лежит материалистическое понимание истории, гласящее, что не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. Иными словами, материальная жизнь общества и экономические отношения определяют духовную жизнь общества. Основу общества составляют производственно-экономические отношения, которые К. Маркс называет базисными, т.к. они определяют экономический строй общества и порождают надстройку (политические, правовые, нравственные, художественные, религиозные, философские и др. отношения).

Общество как результат рационализации социального действия по Максу Веберу. Известный немецкий социолог и социальный философ конца XIX – начала XX века исходил из понимания общества как субъективно-объективной реальности. Определяющим моментом в понимании общества выступает характер социальных действий индивидов. Социальное действие отличается от обычных действий человека двумя обязательными признаками – «субъективным смыслом», который придаёт человек своему поведению и который мотивирует его поступки, а также «ожиданием», ориентацией на Другого как возможная ответная реакция на предпринятое социальное действие.

М. Вебер различает четыре типа социальных действий:

1) аффективное – построенное на эмоциях и чувствах;

2) традиционное – побуждаемое традициями, обычаями, привычками, имеющее характер социального автоматизма;

3) ценностно-рациональное действие – основанное на ценности или идеале, которое определяется социальной верой в ценность определённого способа поведения, независимо от конечного успеха деятельности, т.е. следование принятой в обществе системе ценностей;

4) целерациональное действие – основано на логике и расчёте, ориентировано на достижение поставленных целей.

В истории развития общества, как отмечает М. Вебер, проявляется тенденция рационализации различных сторон жизни. Этому способствовал протестантизм. М. Вебер в 1905 г. написал книгу «Протестантская этика и дух капитализма», в которой проанализировал причины возникновения капитализма. На основании данных, собранных в Германии, Австрии и Голландии, он пришёл к выводу, что протестанты преобладают среди предпринимателей и владельцев капитала. Среди протестантов много людей с техническим образованием, а среди католиков – гуманитариев. Дух капитализма – это философия скупости. Б. Франклин говорил: «Идеальный человек – кредитоспособный, добропорядочный, долг которого рассматривать приумножение капитала как самоцель». Благо – это нажива при полном отказе от наслаждения, при сдержанности и скромности. Протестант живёт чтобы работать, стремится к расширению производства. Честность является гарантией успеха.

Общество как структурно-функциональная система по Т. Парсонсу. Общество можно понять как систему социальных действий субъектов, каждый из которых выполняет определённые социальные роли, положенные ему в соответствии с тем статусом, который он имеет в обществе. Однако в дальнейшем Т. Парсонс начинает использовать в интерпретации общества парадигму социологического универсализма, ориентированную на функционирование обезличенных структурных компонентов общества – его систем. Функции социальных систем: адаптация, целеполагание, интеграция, латентность. Эти функции обеспечиваются соответствующими сферами общественной жизни: экономика, политика, право, социализация. Эти сферы тесно связаны между собой с помощью «средств обмена» в качестве которых выступают деньги, власть, влияние и ценностные приверженности. В итоге достигается равновесие социальной системы и стабильное, бесконфликтное существование общества в целом.