Метафизика половой любви.

Любовь – неодолимая страсть, побеждающая голос разума, толкающая людей на жертву своим благополучием, порождающая высокие творения искусства и... вдруг исчезающая, как призрак. Какая таинственная сила вводит нас в губительный возвышенный обман? Эта сила – незримая воля, половой инстинкт. Такое объяснение тайны половой любви предложил Артур Шопенгауэр.

Все любовные волнения и радости, страхи и горести, вся эта суета, способная целиком заполнить существование человека, на самом деле имеет смысл не для него самого, а только для продолжения рода. Индивиду только кажется, будто добиться благосклонности от предмета его любви важно для его собственной жизни. По сути, любовь ничего не дает ему лично в утилитарном смысле, а чаще всего даже отнимает его жизненные силы и блага. С точки зрения здравого рассудка, любовь – безумство. Если бы индивид слушался только рассудка, никакой любви быть не могло бы. Однако тогда пресеклось бы продолжение человеческого рода. Мировая воля не может этого допустить. Она «изобрела» любовь для того, чтобы обмануть рассудительный эгоизм живых существ. Благодаря этой «хитрости» воли человек, охваченный любовной страстью, воображает, будто он преследует свои эгоистичные интересы, добиваясь близости со своей возлюбленной, но когда цель оказывается достигнутой, чары вдруг исчезают – иллюзия становится ненужной. Браки по любви заключаются в интересах рода, а не индивидов.

Хотя любовь – это, по сути, стремление индивида к физическому обладанию другим индивидом ради продолжения рода, всё же возвышенная страсть любви – не то же самое, что примитивное половое влечение. Любовь направлена на конкретную особу, а не просто на представителей противоположного пола. Это тоже проявление целесообразности, воли рода. Дело в том, что воля заинтересована в рождении не просто ещё одного существа, но как можно более совершенного, гармоничного индивида. Поэтому мужчины и женщины присматриваются друг к другу, ищут соответствия и взаимодополнения своих физических и духовных особенностей. Индивидуум действует здесь бессознательно для самого себя, по поручению некоторого высшего начала – рода. Это изучение и испытание – не что иное, как размышление гения рода о том индивидууме, который может родиться от данной четы, и о комбинации его свойств. Только дух рода один может видеть с первого же взгляда, какую цену имеет женщина для него, для его целей. Великие страсти возникают обыкновенно с первого же взгляда. Избирательность, вдохновенное стремление к конкретному индивиду, а не к любому представителю противоположного пола как раз и отличают любовь от пошлого полового влечения.

Если мужчина и женщина испытывают друг к другу отвращение, – это признак того, что дитя, которое родилось бы от них, было бы дурно организованным, дисгармоничным, несчастным существом.

По каким критериям мужчины выбирают спутницу жизни?

v Главное условие, определяющее выбор мужчины и его склонность, это – возраст. Молодость и без красоты всё ещё привлекательна, красота без молодости привлекательности лишена.

v Второе условие, это – здоровье: хронические болезни совершенно отталкивают нас, потому что они переходят на ребенка.

v Третий момент – сложение, так как оно служит основой родового типа.

v Четвертый момент – известная полнота тела, она обещает обильное питание плода.

v Лишь в последнюю очередь принимается во внимание красота лица.

По каким признакам женщины выбирают спутника жизни?

Ø Женщины отдают предпочтение мужчинам в возрасте30-35 лет. Причина заключается в том, что в этом возрасте производительная сила мужчины достигает своей кульминации. Женщины обращают мало внимания на красоту, на красоту лица. Их привлекает главным образом сила и храбрость мужчины, широкие плечи, узкие бедра, прямые ноги, мускульная сила.

Ø Вторая категория мотивов, лежащих в основе половой любви, – это та, которая относится к психическим свойствам. Это прежде всего сила воли, решительностьи смелость, правдивость и сердечная доброта.

Браки по любви часто заключаются между совершенно различными в духовном отношении людьми. Например, он – грубый, сильный и ограниченный, она – нежная, чуткая, тонко мыслящая, образованная, эстетически восприимчивая, или он – гениален и образован, она – дурёха. Причина в том, что здесь действует не интеллект, а инстинкт. Бог любви Амур в древности изображался слепым.

Идеи Шопенгауэра не были востребованы обществом при жизни философа. Его книги не раскупались, сам он был малоизвестен несмотря на многочисленные попытки популяризировать свое учение (чтение лекций в Берлинском университете, выступления на заседаниях Королевского общества Норвегии и пр.). Но ситуация неожиданно меняется, и лишь к концу жизни его философия становится популярной не только в Германии, но и далеко за её пределами. Очевидно, это связано с расширением иррационализма, с усилением критики рационализма, потерей веры в неограниченные возможности разума, в его притязания решить все проблемы. У Шопенгауэра появилась возможность сказать: «Закат моей жизни стал зарёй моей славы». Рихард Вагнер посвящает Шопенгауэру свой оперный цикл «Кольцо нибелунгов».

Шопенгауэр чутко уловил и выразил иррационалистическую тенденцию, которая начала пробиваться в западно-европейской культуре. Его идеи оказали непосредственное влияние на философию Ф. Ницше и психоанализ. Шопенгауэр показал, что можно построить философию, противоположную Гегелю. Шопенгауэр о "женщинах", "О ничтожестве и горестях жизни".