Воля к жизни» Артура Шопенгауэра.

 

 

С середины XIX в. рационалистическому вектору классической новоевропейской философии усилиями А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора и Ф.Ницше был противопоставлен феномен иррационального – бессознательные процессы и эмоционально-волевые акты. Отметим, что классическая мысль в силу ряда причин, не фокусировала внимания на проблемах воли, интуиции, духовного озарения, инстинкта, воли к жизни и воли к власти, т.е. на тех, которые не подчинялись законам логики, разума. Этот интеллектуальный «зазор» и постарались восполнить философские оппоненты классического рационализма.

Основоположником европейского иррационализма является Артур Шопенгауэр (1788–1860), системно изложивший свои воззрения в труде «Мир как воля и представление» (1818).

Артур Шопенгауэр родился в Данциге 22 февраля 1788 г. Его отец, коммерсант Генрих Шопенгауэр, покончил жизнь самоубийством в 1805 г. (его труп нашли в канаве позади амбара). Юноша, приняв решение не продолжать дело отца, поступает в Геттингенский университет. В 1811 г. Шопенгауэр переезжает в Берлин, но лекции Фихте разочаровали его. В Йенском университете он защитил диссертацию «О четверояком корне закона достаточного основания» (1813). В Веймаре, где его мать открыла светский салон, молодой философ познакомился с Гёте и востоковедом Фридрихом Майером. Под влиянием Майера заинтересовался «Упанишадами» и восточной религией вообще. Поссорившись с матерью, он уезжает в Берлин, где в 1818 г. завершена, а в 1819 г. вышла работа «Мир как воля и представление», но его постигла неудача, и большая часть первого издания была уничтожена. В 1820 г. начался берлинский период. Во время дискуссии на тему «О четырёх различных видах причины» произошло столкновение с Гегелем. Лишь поначалу ему удавалось выдерживать конкуренцию с мощным соперником, затем студенты потеряли к нему интерес. В 1831 г., опасаясь эпидемии чумы, Шопенгауэр бежал из Берлина и обосновался во Франкфурте-на-Майне. Здесь его и настигла смерть 21 сентября 1860 г. Только в последние годы жизни к нему пришло широкое признание.

Шопенгауэр критиковал многих философов, Гегеля же он ненавидел. Вот некоторые его высказывания о Гегеле: «прислужник власти», «шарлатан тупоумный, тошнотворный, неграмотный», «Гегель, убийца истины, сделал из философии служанку государства, уничтожив свободу мысли». Ценил философ только Канта. Вслед за Кантом Шопенгауэр считал, что мы сами создаём образ мира. Мир есть представление. Явления существуют в пространстве и во времени. Наш разум обращён к миру представлений. Наука, считал Шопенгауэр, охватывает только внешность бытия, суть же бытия непознаваема. Она ограничена систематизацией и переистолкованием нашего внешнего чувственного опыта. Есть только единственная вещь в себе, которая может сама себя постичь – это человек. Размышляя над своими действиями и поступками, мы обнаруживаем, что они направляются отнюдь не разумом, а волей. Воля – это то, каковы мы сами, глубинная сущность. Шопенгауэр ставит вопрос: «Можем ли мы стать другими?» Нет! У нас есть врождённый характер, который мы не можем изменить. Даже особое воспитание не может изменить врождённый характер человека. Воля есть у животных и растений. Во всех сферах бытия мы можем усмотреть волю. К воле неприменимы категории пространства и времени. Воля как основа бытия едина и внеразумна. Соответственно она и внеморальна. Мировой воле безразлична судьба отдельных индивидов. Воля имеет стремление быть и самореализоваться. Она выдвигает из себя идеи и производит индивидуации (единичные обособления из всеобщего). Всё, что мы наблюдаем в мире – это индивидуация мировой воли. Проявление воли в неживой природе – это магнетизм, сила притяжения, все природные катаклизмы: наводнения, землетрясения и т. д., то есть любые проявления активности природы. В живой природе это борьба за существование, инстинкты и рефлексы. Огромное многообразие природы объясняется разным напряжением воли, поэтому в мире может быть и слабое мерцание, и яркий луч солнца, и сильный звук, и тихий отголосок. Воля несотворима и неуничтожима. Но все объекты живой и неживой природы рождаются и умирают, возникают и уничтожаются. Значит ли это, что воля прекращает своё существование и возникает вновь? Шопенгауэр отрицательно отвечает на этот вопрос и поясняет это следующей аналогией: как по остановившейся прялке мы не делаем заключения о смерти пряхи, так и по факту уничтожения какого-либо объекта мы не делаем заключения об уничтожении воли. Воля не умирает, она лишь засыпает. Нетрудно заметить, что понимание воли Шопенгауэром существенно отличается от общепринятого. Обычно волю понимают как атрибут человека, в лучшем случае – высших животных. Здесь же воля – это космический порыв, порождающий все живое и неживое. Понятие воли у Шопенгауэра значительно шире общепринятого.

Проявление воли на уровне человека – это эгоизм, жадность, зависть, лицемерие, корысть, властолюбие и т.д. По натуре своей человек – дикий отвратительный зверь. «Иной человек был бы в состоянии убить другого только для того, чтобы его жиром смазать себе сапоги!» По его мнению, род людской – это стадо дерущихся животных. Артур Шопенгауэр убеждён: мы живём в худшем из миров. Источник страдания человека – вечная неудовлетворённость своим состоянием, чувство лишённости. Жизнь – это нужда и страдание. Подтверждений этого тезиса Шопенгауэр находит великое множество: рождение, смерть, болезни, нужда, голод. Большинство людей ведёт нищенское существование, и вся их жизнь – это борьба за выживание. Но и жизнь человека с высоким материальным достатком наполнена страданием, так как любая мелочь может вывести человека из равновесия.

У всякого, кто знакомится с этими идеями Шопенгауэра, возникает естественное желание возразить автору: ведь наряду со страданием, неудовлетворённым желанием есть и счастье, удовольствие от исполнения желаний. И, как бы предугадывая это возражение, немецкий философ заявляет, что всякое удовольствие кратковременно, длительность убивает удовольствие. «Удовлетворение скоро насыщает, – пишет по этому поводу автор, – цель оказывается призрачной, обладание лишает прелести, в новой форме появляется опять желание и потребность, а если нет – наступает пустота и скука, борьба с которыми так же мучительна, как и с нуждой». В жизни человека существуют три главные ценности – здоровье, молодость и свобода. Эти, казалось бы, вечные, непреходящие ценности призваны добавить оптимизма в человеческое существование, но этого не происходит, так как они носят «отрицательный» характер. Это означает, что, имея их, человек не испытывает удовольствия. Он понимает их ценность лишь в том случае, когда теряет их.