Эмпирическая гносеология Джона Локка.

 

Джон Локк (1632 – 1704) – один из наиболее видных представителей эмпирической линии в английской философии, врач по образованию, крупный политический деятель. Главным философским произведением Локка является «Опыт о человеческом разумении» (1690), в котором он даёт системное изложение своих гносеологических и онтологических воззрений. Для гносеологических воззрений философа характерно подчёркивание роли чувственно постигаемой эмпирии. Всё наше знание, учит Локк, выводится из опыта. Не существует никаких врождённых идей или принципов, о которых говорит Рене Декарт. Мозг человека первоначально можно сравнить с чистой доской (tabula rasa), письмена на которой способен оставить лишь опыт.Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях. Люди не рождаются с готовыми идеями, лишь опыт даёт знания. Если бы идеи были врождёнными, то они были бы известны и нормальному и идиоту. По Локку, существуют целые народы, не имеющие понятия о Боге. Поэтому опыт закономерно должен стать главным предметом философского исследования. Согласно Локку, опыт приобретается человеком двумя путями: посредством восприятия внешних вещей и посредством наблюдения над самим собой. Внешний мир мы постигаем с помощью восприятий, а операции собственного разума – с помощью рефлексии. Взаимоотношение между двумя видами опыта было таким: восприятие опережает рефлексию, так как разум только тогда начинает действовать, когда благодаря восприятию получает материал для своих действий. Рефлексия же имеет то преимущество, что знание, основанное на ней, является более достоверным.

Всё, что мы находим в разуме, – как внешние восприятия и внутренний опыт, так и их копии, возникающие в разуме, а также абстрактные понятия, всё это Локк охватывает общим названием «идеи». Идеи, а не вещи являются единственным исходным пунктом знания. Согласно Локку, существуют идеи двоякого рода, они соответствуют двойственным свойствам вещей. Одни идеи соответствуют «первичным» качествам, а другие – «вторичным», или, выражаясь современным языком, одни – объективным качествам, а другие – субъективным. Возьмём, например, идею протяжённости и идею цвета: если протяжённость является свойством вещи, то цвет – лишь результатом воздействия вещи на зрение. Объективными свойствами Локк признавал протяжённость, форму, движение; субъективными – цвета, звуки, вкусовые качества и т.п. Вещи обладают лишь первичными свойствами: величиной, формой, количеством, движением; воздействуя же на различные органы нашего тела, они вызывают в них вторичные свойства: цвета в глазах, звуки в ушах, вкус во рту. Разделение свойств на первичные и вторичные Локк осуществлял на двоякой основе. Во-первых, первичные свойства принадлежат вещам постоянно и невозможно их удалить из нашего представления о вещах. Со свойствами вторичными дело обстоит иначе: достаточно погасить свет, чтобы лишить вещи их цвета. Во-вторых, первичные свойства воспринимаются многими чувствами, которые таким образом как бы взаимно проверяются и дают подтверждение объективности этих свойств. Вторичные же свойства являются всегда объектом одного чувства.

Существенной частью локковской гносеологии является учение о видах знания по степени его точности. В своих рассуждениях о достоверности нашего познания он различает два вида знания: бесспорное и правдоподобное. Бесспорное знание является продуктом размышления. Оно не может быть получено лишь на основе непосредственного внешнего опыта. Напротив, правдоподобное знание (иногда его называют мнением) является продуктом эмпирического опыта, оно ещё не прошло через механизм мыслительной деятельности.

В бесспорном знании Локк, в свою очередь, выделяет три вида знаний. Самое точное знание – интуитивное. Оно опирается на мышление, основа которого в обобщении внутреннего опыта. Интуиция имеет место тогда, когда ум, сравнивая идеи, предпочитает ту или иную, переходит от одной идеи к другой.

Вторая разновидность знания – знание демонстративное, выводное, доказательное. Это знание дедуктивное, опирающееся на мышление, чьей основой является обобщение идей, возникающих на основе внешнего опыта.

С необходимостью должна существовать и третья разновидность знания. Локк называет это знание чувственным, т.е. знанием о внешних предметах, получаемых через наши ощущения. Без него жизнь просто невозможна, хотя по степени достоверности оно стоит на последнем месте.

Локк объединяет весь класс телесных вещей понятием философской субстанции, т.е. материи. Материя, согласно его взглядам, представляет некую мёртвую глыбу, которая не в состоянии произвести в себе даже движения. Источник движения не в материи, им является Бог. Сущность Бога, как и субстанциональная сущность любой вещи, непознаваема. Понятие Бога не носит врождённый характер. К идее Бога человек приходит в результате мысленного опыта, внимания и размышления. Лишь когда человек пройдёт этот путь ему становится очевидна интуитивная ясность существования Бога как вечного источника, от которого зависит весь преходящий мир.

Определённого внимания заслуживает социально-философская концепция Локка. Как и Гоббс, он утверждает договорное происхождение государства. Но если у Гоббса «естественное состояние» людей, предшествовавшее государственному, изображается в весьма мрачных тонах и толкуется как бессмысленная и жестокая война всех против всех, то Локк рисует эту раннюю фазу истории как состояние равенства, в котором власть и правомочность являются взаимными, а свобода не сопровождается произволом. Люди в естественном состоянии «свободны, равны и независимы». Ограничивает свободу человека лишь естественный закон, который гласит: «Никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье либо имуществе». Свобода человека, таким образом, не абсолютна. Поэтому и власть правителя, полученная на основе «договора» путём отречения подданных от «естественных прав», не может быть абсолютной, ибо она ограничена естественным законом.

Впервые в истории политической мысли Локк выдвинул идею о разделении власти: он различает власть законодательную (власть парламента), исполнительную (суд и армия) и федеративную – власть короля и его министров (они ведают отношениями с другими государствами). Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.

Умеренны и воззрения Локка на религию. Он выступает сторонником веротерпимости и считает недопустимым вмешательство государства в религиозную жизнь.