Пантеизм Николая Кузанского.

В эпоху Ренессанса философия вновь сосредоточивает своё внимание на изучении окружающей природы, реального мира, в котором живёт и действует человек. Однако в понимании природы, так же, как и в трактовке человека, возрожденческая философия имеет свою специфику, которой не знала античная мысль. Эта специфика выражается прежде всего в том, что природа начинает толковаться пантеистически. Суть пантеистической интерпретации окружающей действительности состоит в отождествлении Бога с его творениями. Христианский Бог при таком подходе сливается с природой, как бы растворяется в ней и тем самым утрачивает свой внеприродный, трансцендентный характер, практически перестаёт быть какой-то отдельной, высшей инстанцией. Бог философии Возрождения – уже не Бог ортодоксальной религии, не Бог средневековой теологии. Он сам по себе не имеет свободы, не творит мир «из ничего», а является «со-вечным» миру, сливается с законами естественной необходимости. А природа из творения Бога, его служанки превращается в самостоятельное начало, как бы приравнивается к Богу. Объективно пантеизм был направлен против религиозного мировоззрения и поэтому вызывал гнев у католических иерархов и неоднократно осуждался церковью.

Пантеистами было большинство выдающихся философов эпохи Возрождения. Наиболее значительными пантеистическими системами явились философия Н. Кузанского и философия Д. Бруно.

 

Николай Кузанский (1401 – 1464) один из самых известных философов эпохи Возрождения. Он родился в Германии в местечке Куза (отсюда – Кузанец) в семье рыбака и виноградаря. Подростком бежал из родного дома, при содействии графа Т. Фон Мандершайда получил блестящее образование: начиная от «школы братьев общей жизни» в Голландии, в чью программу входили семь свободных искусств и языки и кончая Гейдельбергским, Падуанским и Кёльнским университетами. В 1424 г. Кузанский получил звание доктора канонического права. Николай Кузанский был прежде всего церковным деятелем, притом весьма высокого ранга (епископом, затем кардиналом и папским легатом по всей Германии, и, наконец, генеральным викарием папы). Его близким другом был папа Пий II, и поэтому Кузанскому многое прощалось. Занятия философией представлялись ему способом «облегчения души от тяжких забот». Базируясь на неоплатонизме, Николай Кузанский создаёт учение о единстве Вселенной и Бога. Бог толкуется им как абсолютный максимум. Бог есть единое и единственное начало, в нём – всё, он высший предел. Он максимум, так как он то, более чего ничего не может быть, но так как он не может быть и менее того, что он есть, то он может быть поименован и минимумом.

«Максимальное количество, – пишет он, – максимально велико, минимальное количество максимально мало; освободите теперь максимум и минимум от количества, вынеся мысленно за скобки «велико» и «мало», и ясно увидишь совпадение «максимума» и «минимума». Чтобы сделать более наглядным этот принцип, Кузанец обращается к математике, указывая на то, что при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. У такого максимального круга диаметр становится тождественным окружности, более того – с окружностью совпадает не только диаметр, но и центр, а тем самым точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) представляют собой одно и то же. Аналогично обстоит дело с треугольником: если одна из его сторон бесконечна, то и другие две тоже будут бесконечными. Таким образом доказывается, что бесконечная линия есть и треугольник, и круг, и шар.

Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим принципом философии Николая Кузанского, что делает его одним из родоначальников новоевропейской диалектики.

Таким образом, Кузанский дал новую трактовку бытия и позна­ния,согласно которой:

• не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная – одно и то же);

• «единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а по­скольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают мини­мум и максимум;

• исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противополож­ности совпадают, то совпадают форма и материя (следова­тельно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);

• едины идея и материя;

Для характеристики перехода от Бога к миру Кузанец избегает понятия единовременного акта творения из ничего и употребляет термин «развёртывание». Бог есть всё, но он «есть всё в свёрнутом виде». Созданный Богом мир, «всё, что создано и будет создано, развёртывается из того, в чём оно существует в свёрнутом виде». Если Бог есть всё во всём», но в свёрнутом виде», то это же «всё», будучи «развёрнуто», существуя «в развёрнутом виде в мирской твари», - «есть мир».

В учении о «развёртывании» углубляется и конкретизируется важнейшая мысль Николая Кузанского «о совпадении противоположностей» в бытии мира и Бога, его диалектический подход к объяснению действительности.

Николай Кузанский – ренессансный мыслитель, а эпоха Возрождения принесла новые мироощущения, связанные с громадным расширением горизонтов мироздания, открытием новых земель и новых жизненных путей. Бесконечность перестала быть пугающей, она стала манящей и увлекающей на новые свершения. Философская мысль Николая Кузанского во многом необычна, если сравнивать её с воззрениями средневековых и античных авторов, но она вполне созвучна эпохе в которую он жил.

Итак, философ утверждает, что Вселенная неограниченно велика, поэтому она не может иметь центра. Землю мы считаем центром вселенной просто потому, что человек как наблюдатель, где бы он ни находился, ведёт отсчёт расстояний от своего местоположения, т.е. полагает себя находящимся в центре. «Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого не замечаем, воспринимая движение только в сопоставлении с чем-то неподвижным». Философ выдвинул теорию о множественности обитаемых миров. Таким образом, отбрасываются как незаслуживающие внимания весьма авторитетные религиозные догматы о центральном месте и особой роли Земли, на которую Бог поместил людей и на которой совершил свою искупительную жертву Ийсус Христос, а также формулируются важные основополагающие идеи новой, неаристотелевской механики. Так проявляется удивительная смелость ренессансной философско-мировоззренческой мысли.

Другой её демонстрацией является учение Н. Кузанского о том, что каждая вещь содержит в себе противоположности, находящиеся в единстве. В отличие от предшествовавших мыслителей, придерживавшихся диалектических воззрений, но приписывавших противоположные качества или определения разным вещам либо типам реальности, он допускает тождество противоположностей, отмечая, что «это превосходит всякое наше понимание, неспособное на путях рассудка сочетать противоположности в их источнике». Разум, способный решать данную задачу, оказывается выше рассудка, а в качестве нормы действительно правильного, то есть диалектического мышления устанавливается его парадоксальность.

Антропология Николая Кузанского теснейшим образом связана с его пантеистической трактовкой мира. Гармония мира, согласно ему, находит своё выражение и в человеке – величайшем из божественных творений, которому дано познать Бога и созданный им мир. Природа человека заключает в себе умственную и чувственную природу. Характерное для всего сущего «совпадение противоположностей» находит своё выражение и в человеческой природе. Однако эта «полнота совершенства» может быть свойственна лишь человеческой природе в целом, а не отдельному человеку. В отдельном человеке человеческая сущность проявляется только ограниченно. Соединение божественной и человеческой природы возможно лишь в сыне божьем – Христе.

Говоря о человеке, философ подчёркивает, что путь к обожествлению человека не в мистическом, пассивном созерцании мира, а в творческой деятельности разума. Уподобление человека Богу осуществимо на путях познания. Но свою способность к познанию человек может «развернуть» только при соприкосновении с миром природы – этой божественной книгой, в которой Бог раскрыл себя человеческому знанию. Познание у Н. Кузанского выступает не как поиск вечной, самостоятельно существующей истины, а как преодоление незнания по тому или иному конкретному вопросу. Он требовал от познания точности, а идеал науки видел в математике.