Специфика и круг проблем философии эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения охватывает период с XIV по XV в. Этот период, ознаменованный выдающимися достижениями материальной и духовной культуры, представляет собой великий мировой переворот, неизвестный никакому иному этапу развития предшествующей человеческой истории. Без этой эпохи совершенно невозможно представить себе последующее культурное развитие человечества.
Возрождение (по-французски – Ренессанс) началось в Италии, прошло ряд этапов в своём развитии и постепенно (к XVI в.) превратилось в общеевропейское явление.
Причины итальянского Возрождения:
Ø Во-первых, относительная свобода мысли. Как ни парадоксально, Италия меньше, чем какое-либо другое государство на Западе, была подавлена богословием. Ещё в VI в. римлянин Боэций ввёл в теологию некоторые из диалектических произведений Аристотеля и Порфирия, а идейные основоположники Возрождения и его великие писатели Данте, Петрарка, Бокаччо развили тенденцию освобождения общественной мысли от схоластики.
Ø Во-вторых, в Италии городские общины, монархи и папы содействовали своими капиталовложениями развитию искусства.
Ø В-третьих, средневековая Италия оставалась в гораздо более тесном общении с античным миром, нежели все остальные народы Запада. Преобладающую роль здесь всегда играла латинская древность. В церкви служба велась на латинском языке, продолжало действовать римское право.
Ø В-четвёртых, здесь ранее, чем в других европейских странах, был выработан единый язык, без которого невозможно существование никакой национальной общей культуры.
Ø В-пятых, Италия в средние века была центром, где пересекались многие цивилизации и происходили битвы многих народов.
Эпоха Возрождения представляет собой переходный периодот средневековой культуры – к новоевропейской, от традиционного общества – к индустриальному, от феодального уклада жизни – к капиталистическому. Это эпоха развития городов и торговли, изобретения книгопечатанья и компаса, первых кругосветных путешествий и открытия Нового света.
В средневековом обществе жизнь человека могла протекать только по трём жёстким сценариям: жизнь крестьянина, жизнь феодала или жизнь священнослужителя. Теперь – с развитием ремёсел и городов – перед человеком открывалась неведомая ему ранее возможность выбора своей жизни, открывалось почти безбрежное море свободы. Достоинство человека всё чаще стало усматриваться не в его происхождении, а в том, что он сделал сам. В эпоху Возрождения впервые появились люди «свободных профессий», то есть социальная группа, которая будет впоследствии названа интеллигенцией.
Возрождение – это эпоха бурного развития индивидуалистических страстей и стихийного самоутверждения человеческой личности, абсолютизации человеческого разума и его стремления к непрерывному прогрессу. Поэтому мировоззрение этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое, в отличие от космоцентрического мировоззрения античности и теоцентрического средневековья. Антропоцентрический характер мировоззрения эпохи Возрождения заключается в том, что человек не просто творение Бога или природное существо, он творец самого себя, своей собственной жизни, судьбы, и этим он отличается от всех живых существ. Он господин над всей природой и уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения, он сам себе голова.
Социальная свобода дополнялась свободой идеологической и духовной: необходимость преклонения перед авторитетами всё более теряла свой безусловный характер, постепенно пробивал себе дорогу плюрализммнений, концепций, верований, идеологий. Стали популярны публичные диспуты. Эпоха Возрождения чтит любое истинное знание, независимо от источника, чтит знание как таковое. Тем самым создаётся предпосылка для возникновения новоевропейской науки.
Католическая церковь теряла свой безусловный авторитет, в итоге реформаторского движения возникает новая христианская конфессия – протестантизм,выражающая интересы нарождающейся буржуазии.
Все эти тенденции развития культуры находят своё законченное выражение в принципегуманизма:в признании ценности каждого человека как личности, признании права каждого на свободу, счастье и развитие. Гуманизм в широком смысле – мировоззрение, в котором человек считается высшей ценностью. Оно отстаивает идеи человечности и человеческого достоинства, свободу и справедливость. Возрождение утвердило право человека на счастье в его земном бытии. Но это счастье не понималось как удовлетворение первейших природных стремлений. Оно в понимании гуманистов состояло в том, чтобы развить в себе возможности, данные природой. В противовес феодально-церковной проповеди пассивности, новая гуманистическая этика возвеличивала и человеческую деятельность. Стал формулироваться идеал гармоничной, всесторонне развитой творческой личности.
Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494), утверждал что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает.
Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом. Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. Наоборот, в подавляющем большинстве они оставались верующими. Но если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем – человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге.
Вместе с тем, и это особенно необходимо подчеркнуть, эпоха Ренессанса таила в себе сложные противоречия. Это эпоха политических междуусобиц и религиозных войн, эпоха падения нравов и деятельности Инквизиции.
В современной философской литературе обратная сторона возрожденческого индивидуализма и антропоцентризма наиболее аргументированно и глубоко раскрыта выдающимся русским исследователем А.Ф. Лосевым в его работе «Эстетика Возрождения» Автор самым подробным образом описывает множество примеров коварства, невероятной мстительности и жестокости, авантюризма и разгула страстей, своеволия и распущенности, которыми прославилась эпоха Возрождения.
«…Папа Александр VI и его сын Чезаре Борджиа собирают на свои ночные оргии до 50 куртизанок. В Ферраре герцог Альфонс среди бела дня прогуливается голым по улицам. В Милане герцог Галеацо Сфорца услаждает себя за столом сценами содомии. В Италии той эпохи нет никакой разницы между честными женщинами и куртизанками, а также между законными и незаконными детьми. Незаконных детей имели все: гуманисты, духовные лица, папы, князья… Браччьо Монтоне забавлялся тем, что сбрасывал людей с высоких башен, разбил на наковальне одного монастыря головы 19 монахам, в Ассизи сбросил трёх человек с вала, в Сполетто столкнул с моста вестника, доставившего ему плохие известия… Толеаццо Марко Сфорца закапывал живыми свои жертвы, выставлял на публичный позор соблазнённых им женщин, заставил крестьянина, укравшего зайца, съесть зайца живьём, с шерстью и шкурой; он обвинялся ещё и в отравлении своей матери… Неаполитанский король Ферранте (1458 – 1494), неутомимый работник, умный и умелый политик, внушил ужас всем своим современникам. Он сажал своих врагов в клетки, издевался над ними, откармливал их, затем отрубал им головы и приказывал засаливать их тела. Он одевал мумии в самые дорогие наряды, рассаживал их вдоль стен погреба, устраивая у себя во дворце целую галерею, которую и посещал в добрые минуты. При одном воспоминании о своих жертвах он заливался смехом… Даже Лоренцо Медичи, с именем которого связан расцвет флорентийской культуры в XV в., при котором собиралась Платоновская академия и который вошёл в историю как чистейшее воплощение Ренессанса, великий покровитель искусств и наук, отбирал приданое у девушек, казнил и вешал, жестоко разграбил город Вольтерру и отнюдь не пренебрегал интригами, связанными с ядом и кинжалом…»
В целом эпоха Возрождения представляет собой весьма сложное и противоречивое явление. Её нужно рассматривать во всех её проявлениях, избегая однозначных, односторонне позитивных или односторонне негативных оценок.