Объективный идеализм Платона.

Платон(427 - 347 гг. до н. э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии.

Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона — Аристокл (буквально, «наилучшая слава»). Платон – прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».

Род его отца восходил к последнему царю Аттики Кодру, а предком матери Платона, был афинский реформатор Солон. Учение Платона очень трудно излагать, так как он не был догматиком. Все его работы сохранились, они имеют форму диалогов, в которых главным персонажем является Сократ.

Основа философии Платона – это учение об идеях. Он утверждал, что идеи выступают не только основой человеческих качеств, но и основой всей действительности. Идеи – это подлинная реальность, прообразы вещей, отношений ценностей. Они связаны между собой и неизменны. Каждому классу чувственных предметов соответствует некоторая идея. По отношению к чувственным вещам идеи одновременно и их причины и образцы, по которым были созданы эти вещи. Но одного существования идей недостаточно для объяснения вещей чувственно воспринимаемого мира. Так как эти вещи изменчивы, то они должны быть обусловлены не только бытием, но и небытием. Это небытие Платон отождествляет с материей, которая есть область непрекращающегося движения, возникновения и изменения. Материя принимает на себя идеи и превращает каждую идею во множество чувственных вещей, обособленных друг от друга по месту, занимаемому ими в пространстве. В то время как атомисты считали телесными атомы, а небытие приравнивали к пустоте, у Платона небытие есть «материя», а бытие – бестелесные идеи.

Таким образом, учение Платона – это объективный идеализм, так как материя рассматривается как производное от нематериальных идей. Идеи вечны, они не зависят от условий пространства и времени. Напротив, мир чувственных вещей – это мир вечного возникновения и гибели. Все вещи существуют только потому, что существуют идеи этих вещей. Вещи сами по себе несовершенны, они портятся и меняются. Идея же характеризуется абсолютным совершенством.

Гносеологическую позицию Платона можно определить как рационализм. Идеи невозможно постичь чувственным опытом, мир идей умопостигаем. Но если мы не можем постичь идеи на уровне чувственного опыта, то как, в таком случае, мы их осознаём? Дело в том, что идеи присутствуют в нашей душе изначально. Платон создал миф, по которому человеческие души изначально находились на небесах, где они передвигались по небосводу на колеснице, запряжённой двумя лошадьми, одна из которых исполнена влечений к истине и добродетели, а другая склонна к буйству, под её напором колесница срывается с небосвода и падает вниз. С этих пор душа заключена на земле в человеческом теле, только изредка она может припомнить то, что созерцала на небесах. Воспоминания эти пробуждаются под влиянием чувственных впечатлений. Итак, душа могла обрести идеи лишь тогда, когда она не была соединена с телом и не отягощалась чувственными впечатлениями. Притом идея – это не мысль какой-то отдельной личности, а высшая самостоятельная реальность. Значит, помимо непосредственно осязаемого мира существует изначальный, сверхчувственный и бестелесный мир, представленный идеями.

В диалоге «Государство» излагается социальная этика Платона. Известно, что Платон был непримиримым противником афинской демократии. Социальная этика Платона – это тоталитарная утопия. Человек – это двойственное существо, тело и носитель души. Души у людей разные. Платон утверждает, что людей можно разделить на три категории:

1. люди, живущие своими потребностями, они должны работать. У них вожделеющая (чувственная) душа. Эта категория включает земледельцев, ремесленников и торговцев, именно им дозволено иметь личную собственность. Однако от управления общественными делами они полностью отстраняются и получают минимальное образование.

2. люди со страстной (аффективной) душой. Это класс стражей, они охраняют и защищают общество. Стражи нуждаются в продуманном образовании, которое включает гимнастику и музыку (поэзия, танец и музыка в современном значении этого слова). Таким путём стражи должны учиться мужеству, презрению к смерти и нравственному благородству. У стражей не должно быть никакой собственности, их личная жизнь находится под строгим контролем со стороны правителей.

3. люди с разумной душой. Они подчиняют всю свою жизнь созерцанию идей и постижению знаний. Это слой правителей-мудрецов и философов. Образование этих правителей - философов является особенно длительным и основательным. Оно включает овладение геометрией, а также другими отраслями знаний, и в первую очередь, диалектикой.

Удел рабов здесь вовсе не рассматривается, ибо их относят к говорящим орудиям, носителям мускульной силы.

В платоновском государстве феномен частной жизни приносится в жертву социальному целому. Не существует брака, все жёны и дети общие. Платон своеобразно истолковал принцип социальной справедливости (каждый человек делает то, к чему он наиболее приспособлен). Правителям, как и стражам запрещалось иметь семью и личную собственность. Детей предполагалось с трёх лет помещать в государственные воспитательные заведения.

Социальная утопия Платона кажется возвышенной и отвратительной одновременно. Каждый человек в этом обществе значим лишь как функциональный элемент социального целого. Человек как личность растворяется в социуме.

Объясняя происхождение окружающего нас мира, Космоса, как упорядоченного мироздания, Платон создаёт миф о Демиурге. Демиург – это мастер, творец. Для того, чтобы Космос получился совершенным, демиург устроил ум в душе, а душу в теле, и таким образом построил Вселенную. Мировое тело было построено с соблюдением строгих пропорций между четырьмя элементами – землёй, водой, воздухом и огнём. К нему была присоединена мировая душа, и результатом этого явилось небо, включающее звёзды, планеты и солнце. Далее, в Космосе были созданы живые существа, в том числе и человек. Объяснение природной действительности – не самая сильная сторона философии Платона. Он не смог убедительно объяснить происхождение материального мира, не объяснил существование идей зла, лжи, преступления, уродства. Высшей идеей он провозглашает идею добра. Это позволяет заключить, что мир устроен наилучшим образом. Как мы видим, Платон столкнулся с очень сложными вопросами.

Историческое значение философии Платона в том, что:

· впервые философом оставлено целое собрание фундамен­тальных произведений;

· положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» — противо­положность материалистической «линии Демокрита»);

· впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества — государство, законы и т. д.;

· была создана философская школа (Академия), просущество­вавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последо­ватели Платона (Аристотель и др.). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.