Социокультурная обусловленность феномена древнегреческой философии. Милетская школа.
Философия возникла одновременно в трёх разных регионах. В них сложились разные философские учения. В Древней Греции философия оформилась в VII – VI вв. до н.э., однако точной хронологии у нас нет.
Древнегреческая культура была сравнительно молодой, но зрелая философская мысль сложилась именно там. Почему? Природные условия этой страны способствовали возникновению на её территории сравнительно небольших городов-государств – полисов, которые постоянно соперничали между собой. Дух соперничества утвердился и в их внутренней жизни. Полис организовывался так, что все свободные граждане участвовали в политической жизни. Поскольку все важные вопросы решались на народных собраниях, гражданам нужно было владеть искусством ведения спора, уметь аргументировать свои мысли, рациональными доводами убеждать других в своей правоте. Развивалось логическое мышление. Состязательность пронизывала различные сферы древнегреческой культуры – спорт, музыку, литературное творчество и т.д. Греческая религия не была слишком догматизирована, не было инструментов давления на граждан. Греческие полисы были центрами ремёсел и торговли, в которых встречались и общались люди, представлявшие разные культурные традиции. В этой обстановке и развивалась философия. Первоначально философия испытывала сильное влияние мифологии. В системе мифов особую роль играли космогонические, в которых боги упорядочили хаос и создали Космос. Ранняя греческая философия переформулировала исходную мировоззренческую проблему и вместо вопроса о том, кто создал мировой порядок, поставила вопрос о первоначале, из которого всё произошло. Эта проблема решалась милетскими философами. Милет – крупный торгово-ремесленный и культурный центр Ионии в VI в. до н.э. Он располагался на западном побережье современного полуострова Малая Азия. Основателем милетской философской школы считается Фалес(ок. 640 – ок. 562 до н.э.). По преданию, Фалес считался одним из семи мудрецов. Его называли «первым философом», «первым математиком», «первым астрономом». Он был первым, кто начал доказывать геометрические теоремы. Фалес предсказал солнечное затмение (585 г. до н.э.). Ему было известно годовое движение солнца. Он разделил год на 365 дней, определив продолжительность месяца в 30 дней. Он считал, что первоначалом является вода, все вещи произошли из воды, и притом всюду полно богов, т.е. все вещи одушевлены. Вода – это не просто осязаемое вещество, она носитель телесности и духовности. Вместе с тем чувствуется, что философская мысль только начинает выстраиваться. Вода – это одно из веществ, которое выделяется в качестве всеобщей первоосновы. Таким образом, возникает некая двойственность – вода одновременно вещество и первооснова.
Второй представитель Милетской школы Анаксимандр(ок.610- 540 до н.э.) обсуждая вопрос о всеобщем первоначале, утверждал, что первоначало лишено определённости – апейрон. Апейрон – это бесструктурное, бескачественное, неопределённое начало. Он бесконечно делим, содержит в себе потенциальную возможность иметь любые качества. Апейрон вечен. Однако мысль об апейроне оказалась слишком трудной в плане дальнейшего развития. Позднее Освальд Шпенглер отмечал, что греки не умели оперировать понятием «бесконечности», им была непонятна мысль о переходе бесконечности в конечность.
Анаксимен (ок. 590 – ок. 525 до н.э.) – третий представитель данной философской школы. Он истолковал первоначало как воздух – вещество, практически не имеющее отчётливо выраженных качеств, и утверждал, что все остальные вещества образуются из воздуха посредством его сгущения и уплотнения. Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь, – превращается в ветер, затем – в облако, делается водой, потом землей, камнями и другими вещами.
Таким образом, милетскую школу можно считать отдалённой предшественницей современного естествознания. Ими предпринимались первые попытки выработать научную терминологию. Фалесу принадлежит доказательство некоторых геометрических теорем. Анаксимандр составил первые географические карты, усовершенствовал солнечные часы. Не случайно милетских мыслителей называют «физиками», т.е. исследователями природы.