В преддверии древневосточной философии
Знакомство с древневосточной мыслью позволит понять особенности восточной культуры. Философская мысль рассматриваемого региона отображала сущность культуры народов древней Индии и древнего Китая, а также специфику цивилизации древневосточного общества. Древневосточные мыслители философски осмысливали обостряющиеся социальные проблемы и разрабатывали учения с методологическими советами, предназначенными для их решения. В этом смысле философская мысль Древнего Востока была прикладной: социоцентричной и антропоцентричной.
Древневосточная цивилизация характеризовалась культом императоров, жестокой деспотией, сакрализацией власти, неравным положением социальных групп, тотальным порабощением человека правителем и местными властелинами, стабильностью устоев, строгим почитанием традиций, отсутствием элементарных прав и свобод у подданных, распущенностью нравов у хозяев, ростом преступности среди населения, обречённого на нищету. Древневосточные общественные порядки можно охарактеризовать как статичные, консервативно традиционалистские, обусловливающие медленные темпы общественного прогресса.
Древневосточные мыслители разрабатывали философские проекты обновления общественных порядков, традиций, изменения облика человека и образа жизни. В древнем Китае предпочтение отдавалось разработке проектов обновления общественных порядков и формирования у людей признаков «благородного мужа». В древней Индии – разработке учения и практической методике оправданного образа жизнедеятельности человека (буддизм, йога).
Становление философии называется её генезисом. Ростки предфилософских рассуждений формировались в мифологии и религии. В дофилософском, мифологическом мировоззрении социальные особенности древневосточной цивилизации воспроизводились в виде антропоморфизма, социоморфизма, зооморфизма. Сущность ранних форм предфилософского освоения мира заключается в следующем: а) разнородные картины мира разрабатывались в форме мифов; миропонимание строилось методом перенесения представлений о положении дел в обществе, то есть о фатальном господстве верховного правителя над правителями местного уровня, а так же над людьми на мир в целом (социоморфизм);
А) происхождение стихий природы и неравного социального положения групп объяснялось их рождением из различных частей тела сверхъестественного человека-демиурга (антропоморфизм);
Б) в мифологическую картину мира включались отдельные фрагменты, соответствующие жизни животных (зооморфизм).
Например, принципы антропоморфизма и социоморфизма в древнекитайской мифологии проявлялись в том, что тайна рождения природы, сущность мироустройства объяснялись исходя из действия сверхъестественного, человекоподобного существа Пань-гу. Демиург Пань-гу сотворил мир с позволения богов из космического хаоса, который находился первоначально в сжатом состоянии, как бы в форме яйца (зооморфизм). Сначала Пань-гу разделил материал хаоса на небо и землю. Затем он поднял небо над землёй. Когда Творец мироздания умирал, то из последних его вздохов родились воздух и ветер, из голоса – громовые раскаты, из блеска глаз – молния, из крови – реки, +из плоти – почва пригодная к возделыванию культур, из жил – дороги, из левого глаза – Солнце, из правого глаза - Луна, из волос – растения, из живущих на теле паразитов – живые организмы, в том числе и люди.
В одних мифах утверждается то, что Пань-гу оставил в природе после себя две противоположные и одновременно предполагающие одна другую силы: небесный Ян и земную Инь. В других говорится то, что эти силы существовали изначально в космическом хаосе. В их взаимодействии и противодействии древние китайцы усматривали движущую силу всех земных событий и процессов в материальных предметах и организмах.
Основываясь на этих философско-мировоззренческих представлениях, древнекитайские лекари разработали уникальные методы лечения многих болезней. Они были убеждены в том, что посредством иглоукалывания, а также различных видах массажа возбуждается силы Ян и Инь и рождается жизненно важная энергия «ци», которая оказывает оздоровительное влияние на организм.
В представлениях о силах Ян и Инь заключается росток собственно-философского учения о единстве и противодействии противоположностей. Этот фрагмент философского учения продолжил разрабатывать античный мыслитель Гераклит.
В древнеиндийском мифологическом мировоззрении принцип антропоморфизма проявился в виде мифа о сверхъестественном существе Пуруше. В книге «Гимн Пуруше» возникновение мира рассматривается в виде жертвоприношения богами этого фантастического, человекоподобного существа. Жертвенное масло родило весну, сгорающие дрова, на которых исполнялся обряд жертвоприношения, - лето, смерть жертвы – осень. Древние индийцы были убеждены в том, что в результате жертвоприношения Пуруше могущественными богами возникли земля и небо, пространство и ветер, животные и люди, даже боги: Индра и Агни.
Социоморфизм прослеживается в истолковании иерархии богов по аналогии с положением дел в древнеиндийском обществе. Подобно устройству общества в мироустройстве усматривался пантеон богов. Верховным божеством признавался Брахма, который правил миром совместно с богами Вишну (богом-хранителем) и Шивой (богом-разрушителем). Наряду с перечисленными небесными божествами древние индийцы поклонялись другим многочисленным богам.
Насчёт социально-кастового неравенства в ведийской мифологии дано следующее разъяснение – неравное положение и роль варн в обществе, связано с неодинаковым их происхождением. Брахманы, представляющие высшую касту древнеиндийского общества, якобы, произошли из уст Пуруши, кшатрии – из рук, вайшьи – из бедер, шудры – из ног. Поэтому, представители различных варн обречены выполнять существенно различающиеся виды деятельности и занимать различное положение в обществе.
В «Гимне о сотворении мира» упомянут фрагмент собственно философского, онтологического учения о сущем или бытии («Сат») и не сущем или небытии («Асат»). Понятием «Сат» древнеиндийские мыслители называли качественную определенность любого материального образования. Состояние неизбежной деградации и деструкции они обозначили понятием «Асат». Материальный мир в целом рассматривался ими в движении в форме временного становления качественной определенности каждого предмета (приобретение статуса бытия) и перехода его в иное состояние (в небытие) вследствие утраты конкретной качественной организации. Древнекитайские мыслители впервые в истории философской мысли стали использовать категории «бытие» и «небытие».
Проблема бытия разрабатывалась впоследствии Парменидом, Платоном, Аристотелем, Ф. Аквинским, Г. Гегелем и др. мыслителями.