Онтологическая проблема. Материализм и идеализм.

Онтологическая проблема или вопрос о том, что есть подлинное бытие? Эта проблема была поставлена на начальном этапе. Что лежит в основе всего, что нас окружает? Практический жизненный опыт приводит к выводу о том, что нас окружают телесные вещи. Ещё у нас есть ощущения, вызванные этими вещами. А ещё у нас есть мысли, которые обобщают эти ощущения, т.е. у нас есть внутренний мир, который нельзя потрогать. Элементарный опыт человеческого самонаблюдения позволяет различать две реальности: телесную (мир вещей) и бестелесную. Эти две реальности очень разные. При объяснении мироздания из чего исходить, из материи или из духа? Что принять за основу? Принять две реальности сразу очень трудно. Довольно давно философы разделились на две группы: материалисты и идеалисты.

Материализм – философская позиция в решении бытия и утверждающая, что мир материален, что единственной реальностью является материальная реальность. Но тогда получается, что сознание и дух являются производными от материи. Сознание и дух не имеют самостоятельного бытия. Материализм основывается на доверии к практическому опыту.

Идеализм, наоборот исходит из того, что первичная реальность бестелесна, духовна. Первым европейским философом, который совершенно отчётливо сформулировал эту исходную посылку, был выдающийся древнегреческий мыслитель Платон (427 до н.э. – 347). Он считал, что подлинное бытие составляют идеи, выступающие прообразами материальных вещей. Платон полагал, что в мире есть и материя, но она бесформенна, неопределённа, лишена собственной способности к движению, развитию. Жизнь, по Платону, имеет духовную сущность. Откуда возникла такая мысль? Предпосылкой явилась другая сторона нашего опыта – способность человеческого сознания направлять человеческие действия. Например, чтобы построить дом, необходимо вначале представить его в уме. Идеализм, в отличие от материализма подчёркивает активность духа. Однако идеализм сталкивается с проблемой – откуда берётся природа, мир вещей? Над философским идеализмом всегда нависала опасность ссылки на чудо, идеализм в этом случае становится неубедительным.

Различают две разновидности идеализма – объективный и субъективный. Объективный идеализм утверждает, что дух, как первичная реальность, существует независимо от сознания отдельного субъекта. Наоборот, субъективные идеалисты в качестве первичного духовного начала пытаются истолковать сознание отдельного человека.

Философскую позицию, утверждающую единственность первоначала, называют монистической. Бывают, следовательно, материалистический и идеалистический монизм. Дуализмом называют утверждение изначальной двойственности первоначала.

Вообще можно отметить, что чистый идеализм как и чистый материализм, встречаются нечасто. В период господства в социалистических странах философии марксизма, материалистической в своей основе, предпринимались, правда, попытки искусственно увеличить численность материалистов среди философов прошлого.