Проблемное поле философии. Взаимосвязь онтологической, гносеологической, антропологической, аксиологической проблем.
Особенность философских проблем это то, что они мировоззренческие. Они принципиально не могут быть исчерпаны, окончательно решены. Все философские проблемы в том или ином аспекте раскрывают связь человека с миром его бытия.
Философских направлений и школ очень много, и никакой единой общепринятой или общеобязательной классификации философских проблем и систематизации основных философских понятий не существует. Вместе с тем можно попытаться сгруппировать философские проблемы так, чтобы обеспечить максимальный учёт разных философских мировоззренческих позиций.
Проблема – это важный вопрос, настоятельно требующий исследования или решения. Первой, прежде всего в историческом плане, ибо она действительно была поставлена первой в древнегреческой философии, является онтологическая проблема, т.е. вопрос о том, каков мир по своей сути, что является подлинным, основополагающим бытием. Вторая философская проблема – это антропологическая проблема, т.е. что такое человек, какова его сущность и как она соотносится с его существованием. Отношение человека и мира двояко. Оно может быть практическим, когда осуществляются определённые действия и результатом их выступают изменения во внешнем мире нашего бытия либо духовным, в результате которого меняется внутренний мир человека. В свою очередь, рассматривая духовное отношение человека к миру, следует учесть, что человеческое сознание выполняет две основные функции – познавательную и ценностно-ориентационную. В результате выполнения познавательных действий мы обогащаемся новыми знаниями. Ценностно-ориентационная (регулятивная) деятельность связана с определением основополагающих жизненных ориентиров, ценностно-целевых установок, направляющих человеческую жизненную активность (либо, наоборот, побуждающих к выбору пассивной жизненной позиции).
В качестве третьей мы выделим праксеологическую проблему, связанную с раскрытием основных черт деятельно-практического отношения людей к природным и социальным условиям их бытия.
Четвёртой будет гносеологическая проблема, связанная с решением вопросов о познаваемости мира и о способах достижения надёжного, достоверного знания.
Пятой выступает аксиологическая проблема. Аксиология – это учение о ценностях человеческого бытия.
Состав данных философских проблем образует замкнутую цепочку. В истории философии эти проблемы выдвинулись и стали разрабатываться не одновременно. В русле европейской философской традиции первой выдвинулась онтологическая проблема. Далее, по идее, должна была возникнуть антропологическая проблема, но антропология долгое время не выделялась из онтологии. Вскоре обострился вопрос о познании, т.е. гносеологическая проблема. Сразу же активизируются аксиологическая и антропологическая проблемы.
В разное время разные философские проблемы становились доминирующими. Это доминирование оставляло след в виде развитого понятийного аппарата.
В своё время философия была служанкой богословия. Это была вынужденная мера. В недавнем прошлом философию считали служанкой науки. Философия должна служить возвышению человека. Призвание всей философии – быть философией образования.