Саратов 2012

Министерство образования и науки Российской Федерации

Саратовский государственный технический университет

 

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ

 

Методические указания и планы семинарских занятий

для студентов всех направлений специалитета, бакалавриата и магистратуры очной формы обучения

 

 

Одобрено редакционно-издательским советом Саратовского государственного технического университета

 

 

Саратов 2012


Введение

Курс «Философские проблемы науки и техники» предназначен для студентов всех направлений специалитиета, бакалавриата и магистратуры очной формы обучения Саратовского государственного технического университета. Программа курса ориентирована на формирование целостного представления о процессах современного развития науки, техники и человека, и структурирована необходимостью подведения формирующегося мировоззрения студентов под научные основания и критерии. Сама заявленная логика курса отвечает императивной потребности преподавателя в выборе различных вариантов реализации программы курса в зависимости от количества и распределения часов по видам занятий (лекции, семинарские занятия, коллоквиумы и пр.).

Структура курса следующая:

Раздел 1. Философский статус науки и техники

Раздел 2. История науки.

Раздел 3. Смысл и содержание основных направлений научного знания.

Раздел 4. Философские основания и методология науки.

Раздел 5. Философские проблемы техники.

Одним из важнейших компонентов успешного освоения курса «Философские проблемы науки и техники» является организация самостоятельной работы. Она заключается в широком использовании источниковой базы по философии науки и техники, т.е. освоении работ классиков научной и философской мысли: М. Хайдеггера, Т. Куна, П. Фейерабенда, В. Гейзенберга, М. Бунге и многих других. Знание и конспектирование текстов предполагают семинарские занятия, а также коллоквиумы, подводящие письменный или устный итог работы студента по определенному разделу.

В процессе преподавания предполагается использование материала общетехнических и специальных дисциплин, освоенных студентами, на основе консультаций преподавателей профильных кафедр.

Итогом является написание рефератов, творческих эссе, решение тестовых заданий.

Методический порядок проведения лекций и семинарских занятий содержит возможность использования интерактивных форм обучения, в том числе ИОС СГТУ. Кафедрой философии подготовлены презентации по темам: «Познание»; «Философская антропология»; «Философия истории»; «Философский анализ природы и техники» и другие учебно-методические материалы.

Итогом освоения курса «Философские проблемы науки и техники» является контрольно-исследовательская работа, тема и план которой согласовываются с преподавателем. Данная работа предполагает обсуждение на семинарском занятии, с предварительной защитой и обсуждением. Она может быть выполнена в форме презентации.

Контрольно-исследовательская работа включает в себя обязательные компоненты:

1. План или содержание работы.

2. Введение. Ставится проблема исследования, обосновывается актуальность, дается краткий анализ используемой литературы.

3. Основная часть. Излагается суть проанализированных исследователем концепции(й) через параграфы и главы.

4. Заключение. Делается вывод и предполагается обоснование собственной позиции по анализу темы.

5. Обязательным является использование в работе корректно оформленных постраничных сносок.

 

Для полного изучения курса кроме лекций преподавателя рекомендуется следующая учебная литература:

 

1. Лебедев С.А. Философия науки: учеб. пособие / С.А. Лебедев. М., 2011.

2. Степин В.С. Зеленов Л.А. История и философия науки: учеб. пособие / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров, В.А. Щуров. М., 2008.

3. Кохановский В.П. Основы философии науки / В.П. Кохановский. М., 2010.

4. Котенко В.П. История и философия технической реальности. Учебное пособие. М., 2009.