BATTEMENTS TENDUS

Эти battements — основа всего танца. Они найдены так гениально, что кажется, их создатель проник в са­мую суть строения и функций связочного аппарата ноги. Простой пример из повседневной жизни танцовщицы до­казывает это. Когда танцовщица во время танца слегка подвернет ногу и от ощущения неловкости не может на нее ступить, стоит ей тщательно проделать battements tendus, как нога легко восстанавливает свою работоспо­собность.

Недаром также принято перед танцем делать battements tendus, чтобы «разогреть ноги*, как обычно говорят. Но ноги не только разогреваются этим движени­ем, они приводятся в состояние полной «воспитанности» для предстоящей им деятельности, особенно в allegro. Когда видишь, что нога идет неправильно, легко дога­даться, что танцовщица своевременно не была воспитана на строгих battements tendus.

Battement tendu simple. Для первоначально­го изучения нужно делать этот battement с I позиции,

 

Рис. 9, Battement tendu simple

вила, как и при описываемом далее battement tendu simple с V позиции, только возвращаться всякий раз нужно об­ратно в I позицию.

Ноги в V позиции, правая впереди. Руки раскрыты на II позицию( Перед началом исполнения экзерсисов у палки рука открывается на II позицию).Упор всего тела на левой ноге, правая действует свободно и не несет его тяжести. Правая нога скользит вперед, не отрывая носка от пола. Движение начинают всей вытянутой ногой, сохраняя, насколько воз­можно, выворотной пятку (это дает некоторое ощуще­ние, что начинает движение пятка, а затем продолжает носок).

При небрежном исполнении этого движения часто наблюдается, как нога, скользя носком по полу, ранее, чем достигнуть предельно вытянутыми пальцами и подъе­мом конечной точки, отрывается от пола и затем упира­ется в него. Таким исполнением нарушается достижение правильной выработки этого движения. Нужно все вре­мя строго сохранять выворотность. В момент возвраще­ния ноги на место необходимо как можно выворотнее ставить ступню, достигая тщательно V позиции. Носок следует движению не пассивно, а подчеркивает свое воз­вращение на место — к пятке левой ноги, что и дает ар­тистическую отделанность движению (рис. 9).То же движение делается в сторону II позиции и на­зад- Когда движение делается в сторону, на II позицию, надо усиленно следить за тем, чтобы нога чертила прямую линию, продолжающую линию выворотной левой ноги. Для этого необходимо все внимание ученика обратить на то, чтобы, возвращаясь в V позицию, вести вперед тща­тельно выворотную пятку, носок усиленно держать выво­ротным. Только при тщательной выворотности всей ноги сверху донизу можно избежать зигзагов, которые особен­но легко образуются при проведении ноги со II позиции в V позицию назад. При движении в сторону нога возвра­щается в V позицию вперед и назад, поочередно.

Ведя ногу назад, надо особенно поддерживать колено и верх ноги, чтобы колено не накренялось, и сохранялась полная выворотность. Также необходимо следить, чтобы нога приходилась на одной линии с ногой, стоящей на полу. Battement назад делает нога, находящаяся в V по­зиции сзади.

Battement tendu jete. Как и battement tendu simple, сначала изучается с I позиции, т. е. нога выбра­сывается вперед и назад против I позиции, а затем про­тив V позиции. Скользнув по полу, нога выбрасывается в воздух на 45° с акцентом от I или V позиции вперед, в сторону или назад, при этом не следует поднимать чрез­мерно верхнюю часть ноги (бедро). Не останавливаясь на крайней точке, нога проходит через I или V позицию и продолжает движение. Французское обозначение этого battement — jete (брошенный) — передает его характер.

Этот battement имеет громадное воспитательное зна­чение, и его необходимо исполнять очень точно, следя за выполнением следующих правил.

При движении вперед каждый раз, когда нога прохо­дит через V позицию, носок должен тщательно соприка­саться с пяткой другой ноги.

К движению в сторону надо подойти особенно внима­тельно, тут решающую роль играет исключительная вы­воротность действующей ноги; кроме того, нога не долж­на терять точку на II позиции, куда носок попадает очень точно каждый раз, как выбрасывается, независимо от того, проходит ли V позицию впереди или сзади. В дви­жении назад опять-таки тщательно поддерживается верх ноги в выворотном положении. Надо, чтобы нога шла так, чтобы ее спереди не было видно, чтобы колено не сгибалось, что

невольно делается учащимися для облег­чения трудного движения. Приводя ногу в V позицию, во всех случаях должно ударять носком до полу.

Считаю нужным подчеркнуть еще раз, какое значе­ние имеет положение именно верхней части ноги. Нога должна быть «убрана» назад, причем колено не должно опускаться и терять крайнюю выворотность. При этом необходимо соблюдать точность прохождения движе­ния — по линии стоящей на полу ноги.

Надо ощущать свою ногу как натянутую струну. Battement tendu jete следует изучать, когда battement tendu simple исполняется в совершенстве, нога окрепла и владеть ею можно свободно, без напряжения.

Battement tendu pour batteries. Это под­готовительное движение для заносок, преимущественно мужских, так как мужское сложение позволяет их де­лать несколько иначе — верхней частью ног. У женщи­ны больше чувствуется заноска икрой, хотя она и стре­мится делать ее по-мужски. Но строение женской фигуры иное, формы бедра и ноги разнятся и подсказывают дру­гое исполнение заносок.

Если я применяю этот battement на своем уроке, он приобретает следующую форму.

Из V позиции правая нога открывается на II позицию на 45°, затем ударяет спереди икрой по левой ноге, со­храняя свое направление и выворотность, едва приот­крываясь, переносится и ударяется сзади икры опорной ноги, отсюда движение заканчивается, нога открывается на II позицию. При ударе об икру назад правая пятка почти прикасается к полу (ступня свободная), обе ноги должны быть энергично вытянуты до самого верха. Нужно чувствовать, что удар идет икрой, нога отталкивается крепко, как пружина, и, вследствие этой натянутости, не может идти дальше III позиции.

Необходимо повторить движение, ударяя сначала на­зад, затем вперед, и открыть на II позицию. Количество переносов ноги можно увеличить в зависимости от того, к какому pas имеют в виду подготовку. Для подготовки к assemble battu делают один перенос, для entrechat — два переноса и более. Говоря об исполнении классических pas, нужно помнить, что они все проделываются с вытянутыми

пальцами и выгнутым подъемом (кроме battement tendu pour batteries) и что всегда, когда мы говорим о вытяну­тых пальцах, не упоминая каждый раз о подъеме, подра­зумевается и вытянутый подъем — вытянуть пальцы нельзя, не привлекая в действие подъем.

GRANDS BATTEMENTS JETES1

Исполняется, как battement tendu jete, но нога продол­жает движение и выбрасывается толчком на высоту 90°.

При этом корпус не должен производить никаких дви­жений, никаких содроганий, происходящих от неправиль­ных усилий. Корпус останется спокойным, если нога бу­дет работать самостоятельно, не вовлекая других мышц в движение. «Не помогай корпусом! Не поддавай другой ногой!» — говорит педагог. У неопытной танцовщицы напрягаются плечо, шея, руки. Рука, лежащая на палке, не должна менять своего положения с опущенным лок­тем, используя палку лишь как точку опоры (рис. 10,11).

return false">ссылка скрыта

Только когда grand battement jete делается назад, ре­комендуется корпус наклонять слегка вперед и при воз­вращении в V позицию выпрямлять его, так как лишь при этом условии линия остается спокойной и нога рабо­тает правильно.


Рис. 10. Grand battement jete вперед

1. Когда название pas или позы сопровождается словом grand (боль­шой), это значит, что нога в этом pas иле при этой позе поднимается на высоту 90°.

В экзерсисе итальянской школы корпус держат пря­мо и при grand battement jete назад, но тогда нога неизбежно

 

 

сгибается в колене, и вся линия беспокойная, ло­маная.

На уроке начинающих предпочтительно требовать вы­соту этого battement не более 90°, чтобы за счет дешевого эффекта — чрезмерного поднимания ноги — не страдало исполнение. Поэтому педагог должен удерживать тех, у кого по индивидуальным особенностям сложения нога легко идет и на 135°. Хорошо владеющая собой артистка может выбирать при исполнении произвольную высоту.

Grand battement jete pointё. Для начала де­лается grand battement jete, но нога не возвращается на место в V позицию, а опускается вытянутая в колене и подъеме на землю в положение, которое она занимает на крайней точке battement tendu simple- После легкого при­косновения к этой точке носком нога снова поднимается и

 

 



 

Рис. 11. Grand battement jete в сторону II позиции

так продолжает движение, лишь при последнем battement возвращаясь в V позицию. Корпус, конечно, и в этом battement остается тот же, что и в предыдущем (рис. 12).

 

 

Рис. 12. Grand battement jete pointe.

Grand battement jete balance. Применяет­ся в экзерсисе у палки.

Для начала отвести ногу назад с вытянутыми пальца­ми; скользящим движением нога через I позицию выбра­сывается вперед на 90°, и от сильного броска корпус от­клоняется назад. Затем нога бросается через I позицию назад, корпус наклоняется вперед. Получается качание взад и вперед, причем корпус следует отклонять назад настолько же, насколько наклонять вперед, равномерно, оставляя спину прямой и плечи совершенно ровными. Кисть руки, держащаяся за палку, не должна менять сво­его места при наклонении и отклонении корпуса.

Начинающие довольствуются тем, что наклоняются вперед, избегая отклонения назад, которое труднее, и тем лишают это упражнение его формы и смысла (рис. 13).

 

1 2 3

Рис. 13. Grand battement jete balance

 

Для II позиции балансирование может применяться толь­ко на середине зала и имеет другой вид. Заброшенная на II позицию нога подменивается через I или V позицию другой ногой на Л позицию, причем при быстрой смене ног корпус также отклоняется каждый раз в сторону опорной ноги.

BATTEMENT FRAPPE

Исходное положение правой ноги — на II позиции, с вытянутыми пальцами, правая нога бьет левую sur le cou-de-pied впереди и возвращается на II позицию, уда­ряя вытянутым носком в пол, причем акцент падает на II позицию. Когда battement frappe делается назад, нога не ударяет sur le cou-de-pied, а проходит сзади щиколотки.

ПРИМЕЧАНИЕ: Sur le cou-de-pied вперед — положение нога на щиколотке другой нога, причем ступня с вытянутым подъемом и опущенными пальцами нос­ком охватывает эту щиколотку. Sur le cou-de-pied назад — подъем, а пальцы в том же положении, но пятка примкнута к щиколотке сзади. При постановке ноги sur le cou-ds-pied с первых же шагов надо сле­дить, чтобы нога не принимала скрюченного положения, а соблюда­лось бы вышеописавЕоа правило.

 

Рис. 14. Battement frappe

Подобная форма служит для первоначального изучения этого движения (рис. 14).

В более старших классах, когда этот battement ис­полняется на полупальцах и нога достигает II позиции, находясь в воздухе на 45°, в ней должен чувствоваться тот же акцент в ту же точку II позиции. Колено напряже­но и упруго, соприкосновение же с левой ногой — корот­кий удар, нога отскакивает, как мяч, верх ноги неподви­жен и выворотен, нога работает, не сотрясаясь в колене.

Battement double frappe. To же движение, но нога ударяется не один раз о левую ногу впереди, а переносится вторым проходным ударом sur le cou-de~pled назад таким же приемом, как это делается при исполне­нии petit battement sur le cou-de-pied, и отсюда открыва­ется в сторону (на II позицию). Если первый удар прихо­дится назад, второй, проходной, будет вперед